Мысль о поездке в Китай пришла в голову достаточно неожиданно. Мы в очередной раз мучительно пытались придумать, куда еще можно поехать на машине в отпуск, чтоб место было новым для нас и чтоб туда не надо было ехать неделю через буераки. И неожиданно в тот момент промелькнуло предложение недорого слетать в Китай. Правда, из Иркутска, но зато всего за 48 тысяч за четверых пассажиров без чемоданов. «Нуууу, в принципе….», подумали мы и решили попробовать.
Первые проблемы начались уже на этапе подготовки документов на визы. Дело в том, что визы в Китай выдаются гораздо менее охотно, если в паспортах стоят отметки о посещении некоторых стран, например, тех, где основная религия – ислам. И так уж получилось, что в самом приличном нашем комплекте загран.паспортов (без перечеркнутых ручкой отметок о въезде в Шенгенские страны и рукописных комментариев из Иракского Курдистана) как минимум в одном паспорте было несколько отметок о въезде и выезде из Турции в течении пары дней. Мы, конечно, составили сопроводительное письмо и пояснили, как такое получилось, но все равно это не понравилось консулу, поэтому вместо запрашиваемых виз на месяц мы получили визы на 10 дней. Ну, и то хлеб, как говорится… но планы пришлось пересматривать. К моменту получения виз мы уже успели накидать схему путешествия по Китаю на месяц, включая несколько дней на море, так что пришлось его срочно перекраивать. Выкинули море, рисовые поля и Чжанцзяцзе — место, в котором снимали фильм «Аватар», заменили ночевки в отелях ночными поездами, чтоб не тратить день-два на дорогу, и стали собирать рюкзачки.
И вот, 21.06.2024 мы выехали на восток) Первые четыре дня прошли в дороге и не ничего примечательного не происходило. Заехали в Новосибирск, чтоб погулять в зоопарке с подругой дочери, а в Красноярске прокатились на родельбане в Бобровом Логе. Пару лет назад мы уже пробовали попасть на этот аттракцион, когда ехали из Монголии домой, но тогда была гроза и в трассу попала молния, надолго выведя родельбан из строя. В этот раз нам повезло. Хотя, если честно, аттракцион не впечатлил. Несмотря на то, что самый длинный родельбан в стране, его скорость настолько низкая, что местами вагончик почти стоит на месте. Скорость занижена, чтоб пассажиры успели насладиться видами, но мы-то сюда залезли не для этого.
Наконец, на пятый день мы добрались до Иркутска.
25.06.24, день 5
Утром мы встали в 500 км от Иркутска, откуда вечером нам предстояло отправиться в Пекин. К 16:30 были уже в Иркутске. Пока было время, предприняли попытку поменять в городе рубли на юани, но она не увенчалась успехом – в двух банках юаней не было в кассах, а в одном банке не было и самой кассы. Ну, что ж, немного наличных юаней у нас было с собой, с остальным разберемся по ходу.
Наконец, ближе к 20:00 отогнали машину на парковку, с которой загодя договорились, переоделись в чистую и более легкую одежду, вытряхнули лишнее из рюкзаков и ушли в аэропорт.
На удивление, зал международных вылетов оказался очень маленьким и тихим. На лавочках сидели буквально три человека, не считая пары охранников. Табло говорило, что до начала регистрации оставалось чуть менее 3 часов.
26.06.24, день 6
Новый день встретили в чистой зоне, ожидая вылет в Пекин. Народу было по-прежнему мало, в сущности, только пассажиры нашего рейса.
В дороге поспать толком не удалось. Во время и без того не долгого перелета нас еще и покормили, так что, в сущности, удалось лишь подремать пару раз минут по 40. Но это не сильно расстраивало, потому что впереди нас ждали 10 очень насыщенных дней, полных приключений.
В Пекине приземлились в 04:25 и еще пару часов потратили на все необходимые формальности. Нужно было заполнить документы для въезда и пройти дактилоскопию, отстояв длинную очередь вместе с пассажирами как минимум еще одного рейса. Так что в залы аэропорта мы вышли уже утром.
На этаже прилета международных рейсов было тихо, зато на других этажах аэропорта жизнь кипела. Там же мы нашли обменник, но курс был совсем не выгодный, примерно на четверть хуже, чем в тот, по которому мы меняли деньги в Челябинске. Эх, надо было менять больше.
Интересно, что в самом аэропорту никто не говорит на английском, даже на стойке информации сотрудник знает буквально несколько слов. Но заблудиться там очень сложно, потому что везде висят указатели, продублированные на английском, а к поезду — шаттлу из аэропорта до метро Пекина и вовсе ведет нарисованная на полу дорожка, почти как дорожка из желтого кирпича в Волшебнике изумрудного города. Надо просто никуда не сворачивать.
Поезд очень быстрый, комфортный, но совсем не дешевый – 35 юаней на человека ростом выше 130 см. Сэкономить нам удалось только на билете дочери, рост которой был около 129 см.
Поскольку в поездке мы были сильно ограничены по времени, наш график на день был очень плотным. Поэтому с самого утра мы напрямую отправились в центр, где по плану у нас было посещение Запретного города. За билеты в Город тоже пришлось побороться. В продажу их выкладывают на официальном сайте ровно за 7 дней и ровно в 15:00 по Москве. И буквально за 5-8 минут они кончаются. Поэтому мы в прямом смысле сидели с будильником и караулили эти билеты. Билеты, кстати, разбиты по времени – можно купить утренние билеты с правом зайти до 12:00, и билеты, вход по которым доступен позднее, после 11:00. Таким образом они разделяют тысячи туристов, чтоб избежать огромных столпотворений на входе.
Пока ехали, решили, что хотим не подъехать напрямую в Запретному Городу, а лучше пройти к нему через центральную площадь, осмотрев заодно и ее по пути. И это было нашей первой ошибкой. Выйдя на станции Quanmen в сторону площади, буквально сразу мы уперлись в хвост огромной очереди в несколько рядов и длиной более километра. Как выяснилось, по утрам с 9 до 12 на широкий доступ поднимают тело народного вождя Мао Цзедуня, и тысячи китайцев устремляются в Гугун через площадь, как раз по этим утренним билетам, по пути отдавая дань уважения вождю. Но проблема в том, что просто так пройти через площадь нельзя. Нужно заранее записаться через их местную сеть WeChat и, если тебя нет в списках, на площадь ты не попадешь, даже имя утренние билеты в Гугун. Так что полицейские (которые тоже не владеют английским) буквально на пальцах отказали нам в праве пройти через площадь и предложили доехать до Гугуна на автобусе, рейс 5. От них же узнали, что если нет билетов на проход через площадь, то в Гугун лучше заходить через боковой вход, потому что весь поток людей с площади устремляется в центральные ворота.
К слову, площадь перед Запретным Городом в несколько раз больше Красной Площади или любой площади в наших мегаполисах, поэтому огибать ее действительно лучше на автобусе. Но возле метро было несколько автобусных остановок, мы решили не разбираться с системой автобусов и пошли пешком. С непривычки мы не совсем верно оценили расстояние по карте и топали в быстром темпе более получаса. Скорость передвижения замедляли часто встречающиеся на улице полицейские кордоны, где необходимо было предъявить и отсканировать паспорта. Нам пришлось пройти три таких кордона. Касается это требование только пешеходов, велосипедисты проезжают по кромке тротуара без проблем. В итоге, когда мы наконец, обливаясь потом и проклиная рюкзаки за плечами, добежали до бокового входа в Гугун, Запретный город уже час, как открылся. Время начинало уже поджимать, ведь нам надо было успеть зайти до 12:00.
Но и тут наш забег не закончился. На боковом входе висела табличка, что ворота закрыты и всем надлежит проходить через центральные ворота. Взвыв и смахнув пот с лица, мы рванули в обратную сторону. Когда же мы, наконец, добрались до центральных ворот, нас встретил хвост огромной очереди из сотен китайцев. Солнце окончательно поднялось и разогрело воздух до некомфортных 33-35 градусов. Нервозность ситуации добавляло и то, что как таковых билетов у нас не было. Все входы в музеи, парки и на поезда в Китае осуществляются по паспортам, которые при покупке билетов вносятся в базу на конкретный день. Сам билет не выдается. К счастью, очередь продвигалась довольно быстро и в итоге мы без проблем зашли внутрь минут через 20, просто отсканировав паспорта на турникете.
Вывод: если есть заранее купленный билет в Гугун, не нужно стараться красиво зайти в Запретный Город через центральную площадь, и лучше выйти не с зеленой линии, а с красной ветки метро и зайти к Гугуну сбоку. Это сэкономит пару часов и кучу нервов. И, возможно, лучше брать билеты не с входом до 12:00, а с входом после 11:00, и уже из Гугуна выходить на Центральную Площадь Тяньаньмэн, когда тело вождя убрано и доступ на площадь проще.
Зато, бегая возле площади, мы успели произвести разведку и выяснить, откуда ходят автобусы на Китайскую Стену. Эту точку найти не сложно: выйдя из метро Quanmen, надо обойти по кругу большую одинокую башню через дорогу от площади. Там стоят автобусы, которые едут на Бадалин и на Мутанье.
Итак, мы, порядочно вспотев, зашли-таки в Запретный Город вовремя. Гугун не просто огромный, он бесконечный, и на жаре под палящим солнцем кажется, что его размеры растут на глазах. На изучение города нужно как минимум несколько часов. Под палящим солнцем, с рюкзаками за плечами и в толпе китайцев это давалось довольно тяжело. Особенно детям. Сложности добавляло то, что там острый дефицит лавочек – их вообще нет, то есть некуда даже присесть, и киоски с водой прячутся в боковых дворах, так что их еще надо поискать.
Но это место в Пекине безусловно обязательно нужно посетить. Стоит зайти и в галерею часов, и в сокровищницу императора, хотя бы потому что там работает кондиционер. Ну и это действительно интересно.
К часу дня нас окончательно доканала жара и толпы людей (они тут везде и всегда, в любом месте), и сказывалась усталость после бессонной ночи в самолете, так что мы решили не идти через весь Гугун обратно на площадь, а нырнули с прохладное метро с другой стороны Запретного города и уехали в отель.
Первый на эту поездку отель у нас находился далеко от центра, ближе к Universal Resort, куда мы собирались отправиться на следующий день. Добравшись туда, мы заскочили в душ и устроили сончас под кондиционером.
Что касается общественно транспорта, в Пекине все не сложно. В метро все интуитивно понятно и ориентироваться там очень легко. Билеты проще всего купить через WeChat или AliPay, но и без этого проблема легко решается с помощью сотрудников у касс продаж – мы просто показывали на схеме станцию, до которой едем, и получали билет за наличку. С автобусами все иначе: почти везде на входе стоит коробочка для налички и висят билеты, которые нужно открывать самостоятельно. Билет стоит 2 или 3 юаня, в зависимости от количества станций, но никто это строго не контролирует. Один раз мы отдали банкноту в 5 юаней за 2 билета по 2 юаня, поскольку не было размена, в другой раз заплатили 3 юаня вместо 4 – все мелочь из карманов.
Что же до карт, то с этим сложнее. Те координаты, что даются на разные точки, не сильно точны. Например, в Гугуне Сокровищница Императора оказалась не там, куда вели координаты, а отель и вовсе находился в 1 км в сторону. Так что часто тут нужна помощь местных. А еще мы ориентировались по фото вывесок и домов.
После сончаса мы снова выбрались в город. Путь был не близкий, но хотелось посмотреть вечерний Пекин, так что к 20:00 снова были на площади. По нашим билетам в Гугун в этот день мы могли пройти и на площадь, на которую нет свободного доступа без билетов. Есть еще вариант записаться на посещение площади через WeChat, но для этого нужно иметь как минимум местную симкарту, которую так просто на улице не купить.
Хотя площадь открыта до 21:00, зайти на нее нам не удалось, потому что за час до закрытия закончили запускать народ из очереди в специальный «отстойник» для ожидающих скорого запуска, а все прочие просто «не успели». Попробовав зайти с двух сторон, смирились и просто проехали вдоль площади на автобусе, посмотрев на нее из окна. Это, кстати, тут популярная практика, и огромное количество китайцев после включения подсветки на площади стали кататься мимо нее на велосипедах и мопедах. Поэтому на этом участке пути движение было очень медленным.
Выйдя из автобуса за площадью, прошлись пешком вдоль ночного Запретного Города и на автобусе 5 уехали на местную прогулочную пешеходную улицу, которая тоже начинается возле станции метро Quanmen.
Эта улица оказалась действительно колоритным местом, с ресторанами и изящными домиками с красными фонариками. По сути, это даже две параллельные улицы, одна из которых более оживленная и чистая, а другая – более тихая и аутентичная. Гулять там после захода солнца – сплошное удовольствие. Во-первых, уходит испепеляющее солнце и жара сменяется приятной прохладой. Во-вторых, оживает ночная жизнь – уличные музыканты, передвижной стрит-фуд, красочная подсветка. Народ перестает бежать по своим делам, стараясь скрыться хоть в какой-то в тени, и просто гуляет в свое удовольствие. И мы тоже неспеша походили по обеим улицам, заглянули на местный базарчик, дети постучали в какие-то огромные барабаны.
Но сильно долго решили не задерживаться, потому что наутро нам предстояло отправиться в Universal Resort.
27.06.24, день 7
Подъем был ранним, поскольку шаттл от нашего отеля в Universal Resort отправляется в 07:10, а нужно было еще плотно позавтракать, ведь на территории парка развлечений питание очень недешевое, да и тратить лишнее время на него не хотелось, хотя бы в первой половине дня.
Дорога до парка заняла буквально полчаса, но от парковки до входа в парк нужно было топать еще минут 25, так как перед входом в парк находится своего рода городок с магазинами, отелем и кафе. Сам парк открывается в 09:00, запускать начинают на 15 минут раньше. Но уже в 08:00 перед входом в парк начинает скапливаться очередь в несколько тысяч человек. Здесь вообще нет маленьких очередей, и народ везде перемещается толпами, поэтому приходится учиться запасаться терпением и ждать. И если есть желание зайти в парк именно в 09:00, очередь нужно занимать уже в 07:50-08:00 и, конечно, иметь заранее купленный билет. К слову, самого билета на руках здесь тоже нет, только запись в системе, что на текущую дату на определенные паспорта выдано право на вход.
Что интересно, почти все гости парка — китайцы. Европейцев за весь день мы увидели буквально 4-5 человек. И огромная часть посетителей одета в стилистике мира Гарри Поттера, ведь в самом парке одна из самых классных тематических зон – зона Гарри Поттера, с Хогвартсом, избушкой Хагрида и Хогсмитом (со всеми лавочками, типа магазинчика волшебных палочек и лавки братьев Уизли, бара Три метлы и пр.).
Из-за того, что гостей в парке несколько тысяч, ожидание на аттракционы может занять приличное время. На каждом аттракционе висит табло, которое показывает примерное время ожидания. На самые топовые оно может составлять 120-180 минут, но чаще ждать приходится меньше. У парка есть приложение, которое показывает актуальное состояние каждого аттракциона, но у нас оно не работало без местной сим-карты.
Весь парк поделен на зоны: миньоны, Гарри Поттер, Трансформеры, Кунг-Фу Панда, Парк Юрского периода и небольшой участок на тему Форсажа. Зоны не одинаковы по размеру и наполнению, и рассчитаны на разный возраст. При этом парк продолжает строится и должны появиться новые локации.
Зона Миньонов одна из первых у входа, но для наших детей 11 и 8 лет была совсем не интересна. Скорее для галочки прокатились на одном аттракционе, куда еще не набралась очередь и с основным потоком отправились в зону Гарри Поттера. Начинать лучше именно отсюда, потому что это самая популярная локация и когда она переполняется, вход туда перекрывают и тогда приходится стоять не только в очередь на аттракционы, но и очередь на вход в локацию.
Мир Гарри Поттера начинается с деревни Хогсмит. На входе гостей встречает Экспресс, который привозит учеников. Сама деревня состоит из нескольких улиц, где можно подобрать себе волшебную палочку, купить мантию, книги, животное, и даже отведать сливочного пива в лавке. На крышах зданий даже лежит искусственный снег, что крайне не гармонирует с пеклом на улице, но детально воссоздает атмосферу. Однако как таковых аттракционов тут почти нет, кроме нескольких штук. Зато есть бар Три метлы, но там есть только сказочная еда из книги и особая атмосфера. Туда, кстати, тоже может скапливаться очередь.
Интересный аттракцион – американские горки на Клювокрыле у домика Хагрида. Когда мы туда дошли, уже успела собраться толпа, в которой мы простояли минут 40. Сам аттракцион не особо захватывающий, но сделан очень интересно. Очередь везде выглядит как медленно продвигающаяся «змейка», которая извивается и петляет между кустами, заборчиками, где-то в пещерах, что делает само ожидание менее утомляющим. Очередь может двигаться по спирали, змейкой или совершенно хаотично поворачивать влево и вправо, так что в каких-то местах ты оказываешься полностью сбит с толку, не понимая, сколько ты прошел и сколько тебе осталось, а люди, стоящие справа от тебя в этой же очереди, но за заборчиком, и двигающиеся в другом направлении, находятся в очереди до тебя или после. В нескольких местах по маршруту движения очереди стоят питьевые фонтанчики. И радует, что зона продвижения очереди по возможности укрыта в тени, где-то деревьями, где-то навесами, и оборудована вентиляторами, которые распыляют водяную пыль. Все это помогает легче переносить ожидание на жаре.
Проползая в очереди на горки Клювокрыла, мы успели обойти домик Хагрида, где растут тыквы и раскиданы клетки для животных, послушать шуршание каких-то зверей в кустах и отдохнуть в тени деревьев.
После Хагрида отправились сразу в замок. Очередь туда заняла у нас уже 1,5 часа, но это того стоило, вне всякого сомнения. Сначала очередь ползла через парк Хогвартса, потом – через его подвалы и места, где живут и работают эльфы – домовики. Затем дорожка вышла в теплицу волшебных растений. Тут мы проторчали дольше всего, но ожидание нам скрасила группа китайских школьников – ровесников нашего сына. Дело в том, что белых людей тут не много, и китайцам очень нравится с ними фотографироваться (нас этим замучили за 10 дней в Китае) и пытаться общаться. Поэтому дети сначала долго нас разглядывали и переговаривались, а когда при очередном «сближении» с нами в хитросплетениях лабиринта самый храбрый решился спросить у детей «What’s your name?». Макс не растерялся и представился (не зря же учил английский). Состоявшийся контакт вызвал бурный восторг у местных мальчишек, и они с радостными вскриками стали обмениваться впечатлениями. И уже при следующем нашем сближении каждый из них счел своим долгом задать Максу тот же самый вопрос. Макс удивился, но представился раз 5-6. Дальше лабиринт пошел «змейкой», и мы с теми ребятами стали сближаться и удаляться друг от друга раз в 10-15 минут. И каждый раз ребята активно общими усилиями формулировали следующий вопрос. Так, постепенно они вызнали, сколько Максу лет, как у него дела и откуда он – все в рамках школьной программы. Задать больше вопросов они не успели, потому что каждый из них хотел лично задать каждый из этих вопросов, и, соответственно, одну и ту же информацию Макс выдавал по несколько раз, каждый раз приводя детей в восторг.
Но потом очередь изменила направление, и мы зашли в сам замок. Внутри мы прошли через коридор с живыми портретами, кабинет Дамблдора, класс борьбы с волшебными животными и спальню Гриффиндора. А дальше нас ждала полная засада в виде камер хранения, куда нужно было сдать все, вплоть до очков. Это наводило на мысль, что одной экскурсией тут не отделаться. И точно. Дальше нас оперативно рассадили по 4 человека в кабинки, которые больше напоминали подъемник открытого типа, то есть подвесную лавку с креплением, чтоб не выпасть. И эта лавка полетела через замок, ныряя вправо и влево, вверх и вниз, в то время как на стенах разворачивался самый настоящий фильм. По сюжету мы летали с Гарри по полю для игры в квиддич, когда внезапно напал дементоры. Дальше была погоня через лес, сражение с пауками, драконы и много еще всего, с резкими взлетами и падениями, поворотами, за которыми нас ждали очень натуральные движущиеся фигуры дементоров и макеты огромных пауков, которые плевали в нас какой-то жидкостью. Все было очень ярко и динамично, все успели наораться от души. На выходе прошли через сувенирную лавку, где купили фото нашей семьи из фотоловушки на этом аттракционе. Обычно мы не берем такие фото, но тут наши лица того стоили.
Погуляв еще немного по Хогсмиту, мы отправились Затерянный Мир \ Парк Юрского периода. Там нам приглянулся всего один аттракцион, но на ожидание там мы потратили почти 3 часа, успев сначала свариться на улице, а потом пройти через лабораторию, где создавались динозавры. Сам аттракцион представляет собой нечто вроде полета на птеродактиле над озером, вулканом и вокруг каких-то скал. Красиво, конечно… В этой очереди мы поступили не очень хорошо, отпустив детей чуть вперед, чтоб они просочились потихонечку через очередь и сократили себе время ожидания. Да, некрасиво, но остальные дети здесь делают примерно так же, если они не идут организованной группой. Поэтому Макс с Настей прокатились минут на 20 раньше нас и спокойно ждали нас на финише, сидя на каких-то бочках, а не стоя в толпе.
После этого аттракциона, а, точнее, после этой долгой очереди, хотелось сделать перерыв в катании, поэтому мы сперва немного перекусили и отправились в зону Трансформеров.
Эта локация показалась нам намного интереснее за счет продуманного и качественного исполнения и более интересных аттракционов и анимации. За час достояли свою очередь и прокатились на «чашках» с Бамблби. Сережа в это время занял и отстоял больше половины очереди на американские горки с Мегатроном. Аттракцион очень яркий, но из-за ограничения по росту и возрасту Настю туда не пустили. Пришлось нашим мальчикам кататься одним, пока Настя грустила внизу возле какого-то генератора холодной водяной пыли.
Здесь же мы зашли на 3d-аттракцион с фильмом про битву Десептиконов и Трансформеров, где мы были одними из участников битвы на своей машинке, которую трясло и подкидывало на каждом повороте, а когда в нас метнули какой-то бомбой, еще и обдало жаром от взрыва. Очень стоящий аттракцион, хоть мы и прождали в очереди 1,5 часа. Впрочем, к этому времени мы уже начали перенимать поведение в очереди у местных. Они к ожиданию относятся очень спокойно, могут присесть на пол и отдохнуть, или поесть в очереди. Мы тоже приноровились понемногу хомячить во время ожидания и усаживать детей в укромном уголке, чтоб потом подозвать их к нам, когда очередь уйдет далеко.
К сумеркам мы уже немного утомились от жары, очередей и огромного количества впечатлений. Кататься не хотелось, и мы неспеша пошли обратно к замку Хогвартс, где должно было вскоре начаться световое шоу на стенах замка. Ноги уже еле шли.
В парке оставалось еще несколько развлечений, куда мы не пошли. Например, можно было пойти в театра или кино по мотивам Кунг-Фу Панды, но китайским мы не владеем, понимать сюжет нам было бы сложно, и мы пропустили несколько подобных мест. Зато посмотрели на машины из Форсажа, выставленные на улице.
Ожидаемо, хорошие места вокруг замка были заняты сильно заранее. Мы нашли себе местечко на другой стороне пруда, откуда открывался отличный вид на замок, дополняемый его отражением в воде. Сняв с пояса две банданы, которые мы тут приноровились использовать как подстилку для сидения на асфальте и бортиках, мы устроились в ожидании шоу.
Световое представление, конечно, выше всяких похвал – яркое и зрелищное. Закончилось оно в 20:20, а обратный трансфер был в 21:15. Поэтому мы сильно неспеша (а в такой толпе особо спешить и не получится) выдвинулись обратно. По пути еще раз, напоследок, прокатились на каком-то ерундовом аттракционе в зоне Миньонов и поползли на выход. Правда, немного не рассчитали, что в толпе и на негнущихся ногах скорость передвижения заметно ниже, а топать предстояло не один километр, поэтому пару участков преодолели легким бегом и прискакали к автобусу за 3-4 минуты до его прибытия за нами. К трансферу лучше приходить заранее, потому что автобус никого не ждал, гостей не считал и, подождав около 5 минут, уехал в гостиницу.
Из автобуса мы буквально выпали, ноги были как отекшие ходули и не желали сгибаться. Еле-еле дохромали до супермаркета на углу, потом заползли в душ, что-то пожевали и упали спать.
28.06.24, день 8
Подъем снова был ранним – в 07:10 мы уже выехали из отеля. В этот день мы хотели попасть на Китайскую стену, куда шаттлы ходят только утром, а нам нужно было успеть перебраться в другой отель ближе к центру города. На дорогу ушло около часа, и еще кучу времени потратили, чтоб найти наш отель. Навигатор снова показывал не в ту сторону, так что пришлось обратиться к помощи прохожих. Скинув сумки, заглянули в рядом расположенный банк IBC, чтоб обменять доллары на юани. Но оказалось, что это неожиданно сложно – сперва нужно отсканировать наш паспорт и отправить его на проверку. И только после этого, спустя несколько часов, можно было бы обменять валюту. Зато здесь же нам подсказали, как снять юани с банкомата.
Когда мы в 10:10 снова добрались до станции Quanmen, выяснилось, что последний автобус на участок стены Мутанье уже ушел, а на Бадалин, куда еще оставались автобусы, были распроданы все билеты на текущий день. Мы хотели попасть именно на Мутанье, поскольку этот участок чуть дальше от города, стало быть народа тут меньше. При этом сама стена более узкая, а место – более живописное.
Были еще варианты отправиться на Мутанье на общественных автобусах, но это был более сложный и долгий путь, поэтому мы просто купили билеты на первые автобусы на следующий день. К слову, никаких билетов на руки мы снова не получили. Все, что у нас осталось после оплаты – фото с кучей иероглифов с разбитого экрана смартфона сотрудницы экскурсионной компании. На словах она сказала, что все точно-точно будет в порядке, а если нет – она снова будет тут и поможет разобраться.
Прикинув варианты, куда податься в этот внезапно освободившийся день, мы остановили свой выбор на пекинском зоопарке, где можно было найти гигантских панд. Народу там было не много, очередей – никаких, а билеты стоили совсем немного – 19 юаней на взрослого и 9,5 – на ребенка. Стоимость напитков и снеков также весьма терпима по сравнению, например, с Universal.
Из-за жары большинство животных днем спит, но нам удалось посмотреть и гигантских панд, носорогов, жирафов, слонов и бегемотов.
После зоопарка поехали во дворец Ламы. Кассы там работают, как оказалось, до 16:30, но мы успели заскочить минут за 30 до этого. На входе всем желающим выдают связку палочек с благовониями. Их здесь жгут настолько активно, что все внутренние дворы затянуты сладковатым дымом.
Дворец представляет собой цепочку квадратных дворов, где по центру находятся храмы, а по бокам – галереи и выставки. Отделка двориков очень изящная, встречается много знакомых по поездкам в Монголию мотивов. Одна из центральных достопримечательностей здесь – 26тиметровый Будда из драгоценного сандалового дерева, который был занесен в книгу рекордов Гиннеса.
На удивление, здесь мы тоже вызывали неподдельный интерес своей внешностью и непохожестью на остальных. Возле одного из зданий к нам даже подошли монахи и попросили сфотографироваться с ними. Обычно это нам приходилось бегать за монахами и стараться сделать фото хотя бы из-за угла. Отказывать монахам мы не стали, но и себе несколько кадров тоже сделали.
За пределами дворца мы вскоре нашли себе симпатичный маленький ресторанчик, где добыли на ужин утку по-пекински, рисовые пирожки, блинчики и лапшу с овощами и пельменями с курицей и креветкой. Невероятно вкусно. А из напитков очень быстро «подсели» на ледяные коктейли с лимоном или другими фруктами на выбор, которые тут продаются на каждом углу буквально за пару юаней.
Гулять допоздна в этот день не стали, потому что наутро был снова намечен ранний подъем – первый автобус на Мутанье уходит в 07:00
29.06.24, день 9
Третье утро в Китае тоже началось со стресса. Встали в 5:45, чтоб в 06:20 выйти из отеля и на первом автобусе уехать на Китайскую Стену, но все пошло не по плану.
Дело в том, что на вечер этого дня у нас были билеты на поезд в Сиань, где на следующий день мы планировали посетить Терракотовое Войско. Проблема была в том, что эти билеты нельзя было купить заранее, потому что доступны они были только через WeChat. Лимит билетов на день составлял около 36 тысяч, разбитых на несколько блоков с разным временем входа. Когда мы проверяли билеты дома, было видно, что можно было купить билеты прямо в день посещения, в кассах музея. Однако, когда мы проснулись этим утром и решили на всякий случай проверить количество оставшихся на завтра билетов на Терракотовую Армию, оказалось, что их осталось всего 370, чуть более 1%. И количество продолжало сокращаться при каждом обновлении страницы. Можно представить себе нашу панику, когда перед нами замаячил не иллюзорный шанс прокатиться в Сиань практически вхолостую. Как были, с расческами в руках, рванули на ресепшн в надежде на помощь. И — хвала системе ценностей китайского общества, где благо общества и ближнего превыше своего — девочка на ресепшене не отказала нам в помощи. Она с нами потратила почти час, чтоб через свою учетку WeChat купить нам нужные билеты. Кроме того, она дала нам листочек, где оставила свои контакты на случай, если на месте у нас возникнут проблемы с заходом по билетам, купленным от ее имени.
К слову, вскоре после нашего отъезда из Китая, билетами на Терракотовую Армию стали заниматься различные посредники, например, Trip.com, так что сейчас таких скачек с билетами быть не должно.
Разумеется, на первую автобус на Китайскую Стену мы в итоге не попали, но в 07:50 мы уже сидели в автобусе, немного повоевав с контролерами, поскольку наши билеты выглядели просто как фото с экрана чужого телефона. К счастью, все решилось довольно быстро, и уже в 08:00 мы были в пути.
За билет до Мутанье мы отдали 80 юаней, еще 140 пришлось отдать за подъемник. Подъемник можно и не брать, но с учетом жуткой жары и дикой влажности вариант с пешим подъемом наверх подходит только для очень сильных духом и имеющих огромный запас времени. Еще 40 юаней стоит вход на стену. Но на вход и подъемник школьники получают скидку 50%.
Участок стены Мутанье разделен на 2 крыла – западное (от 14 до 21 башни) и восточное. Западное крыло имеет более крутые подъемы и спуски, но и виды более живописные. Восточное крыло более пологое, и там можно спуститься вниз по большой горке (тобоган), или так же по канатной дороге. Но на горку очередь может достигать пары часов. Сначала у нас была мысль взять билет наверх на Западное крыло, а на спуск – с Восточного. Это стоит дороже на 200 юаней, но дает возможность осмотреть весь участок стены. На карте выглядело вполне реально пройти пешком от 14 башни, куда приходит западный подъемник, до 21 башни, и потом от 21 до примерно 5-7 башни, где спуск с восточного крыла. Но сотрудницы так дружно и эмоционально нас отговаривали, что мы решили ограничиться Западным крылом этого участка стены. И наверху мы поняли, почему девушки были так настойчивы. На то, чтоб пройти от 14 до 21 башни, мы потратили больше часа. Час карабкания вверх и вниз по ступеням и наклонным участкам стены вверх и вниз под палящим солнцем. Кое-где пришлось в прямом смысле лезть на 4х костях. Небольшая передышка от жары была только в башнях, но там было столько народу, что долго оставаться внутри было некомфортно. Дальше 21й башни пройти нельзя, из-за ремонтных работ дальше проход по стене перекрыт, но сама 21я башня находится на вершине горы, так что с неё открывается вид на несколько километров стены и окрестностей.
Обратно мы дошли чуть быстрее, но к моменту, когда мы вернулись в 14й башне, ни о каком Восточном крыле и думать не хотелось. А ведь до спуска с Восточного участка шагать, по нашим прикидкам, нужно было еще часа полтора. Нам же хотелось только лечь в тенечке и не двигаться. Хотя, безусловно, виды со стены стоили каждой минуты там.
Обратно шаттл забрал нас в 13:15. Вообще, шаттлы из Пекина на Стену (Мутанье) уходят с 07:00 до 10:00, а обратно – с 13:00 до 16:00. Время в пути 2 часа, плюс-минус полчаса, в зависимости от пробок.
По возвращении в Пекин мы сперва завернули в полюбившийся нам ресторанчик на обед, потом в магазин за продуктами и в отель за вещами, и только потом отправились на вокзал.
Вокзалы здесь организованы очень интересно. Чтоб зайти внутрь, нужно предъявить свой паспорт или ID. Если в системе на ближайшее время на этот документ есть билет, охрана пропустит человека внутрь, прогнав его вещи через сканер. Самих билетов тут у нас тоже не было. При покупке билетов онлайн мы просто вводили свои паспортные данные и получали уведомление о покупке билетов, без какой-либо возможности проверить, есть ли билеты на самом деле. Но тот факт, что нас запустили на вокзал, говорил о том, что билеты на наше имя в системе были.
Сам вокзал немного похож на аэропорт. Он разделен на крыло для пригородных и крыло для междугородних поездов. Для каждого поезда в нужном крыле назначен свой выход, каждые несколько выходов расположены в отдельном зале ожидания. На табло с расписанием отражается номер поезда, город назначения, выход на посадку и зал ожидания.
Чтоб пройти на свой выход на поезд из зала ожидания, нужно пройти через турникет, приложив к сканеру свой паспорт или ID. Но открывается возможность пройти лишь минут за 15-20 до поезда. Минут за 10 до начала посадки люди выстраиваются в несколько очередей, по одной напротив каждого турникета, и когда открывается посадка, быстро и организованно проходят на платформу. Никаких контролеров и проводников на платформе нет, номер вагона и место высвечивается на табло на турникете.
Сидячих мест в зале ожидания крайне мало, поэтому найти место на кресле очень сложно. Многие тут сидят или даже лежат на полу, подложив под себя кофту, куртку или кусок картона.
Забавно, что рядом с туалетами находится источник кипятка, где местные заваривают себе лапшу быстрого приготовления, которую тут же массово и едят. Ничего общего с тем источником изжоги, что продается в наших супермаркетах, местная лапша быстрого приготовления не имеет. Внутри можно найти овощи, целые креветки и кусочки мяса, зелень и пр. Порции огромные и очень сытные, но нужно осторожно обращаться со специями, поскольку вся еда очень острая.
В поезде на Сиань у нас были билеты в спальном вагоне второго класса. Это плацкарт, с кроватями в три яруса. Вопреки ожиданиям, внутри было довольно мило и всем хватало места. В отличие от наших плацкартных вагонов, здесь не было полок на второй стороне вагона. С одной стороны расположены спальные полки в три яруса, с другой – столики и откидные стулья. Рядом с туалетами можно найти большие зоны с раковинами для умывания и все те же краны с кипятком для лапши, которую и тут тоже едят, кажется, почти все. Ну и мы тоже не стали выбиваться из общей массы, и поужинали принесенной с собой лапшой.
Поезд отъехал в 20:30, так что отбоя мы еще успели прогуляться по поезду, заглянув в более дешевые сидячие вагоны, и более дорогие вагоны с купе. По пути даже запнулись о пару товарищей, которые сэкономили совсем радикально, купив билет без места и устроившись на ночлег на полу в углу вагона-ресторана. Закончив с изучением поезда, разбрелись по своим полкам и легли спать. Утром нас ждал Сиань.
30.06.24, день 10
В Сиань поезд приехал на 20 минут раньше, чем немного нас дезориентировал. Мы не сразу поняли, то ли мы уже прибыли на нужную станцию, то ли это большая стоянка на предыдущей станции. Но когда вышли последние пассажиры, стало ясно – это Сиань.
Ориентироваться в этом городе немного сложнее, чем в Пекине, но тоже вполне реально разобраться. На метро до центра добрались без проблем, а вот найти свой отель оказалось чуть труднее, поскольку точки, которые выдает Гугл и maps.me тоже сбиты и указывают на место +\- 500-1000 метров. Так что мы снова прибегли к помощи очень отзывчивых прохожих. И снова в обмен на фото с нами).
В гостиницу, на наше счастье, нас заселили прям с утра, так что мы смогли спокойно принять душ и переодеться перед тем, как идти в город.
От гостиницы до мусульманского квартала было рукой подать. Здесь пешком прошлись до местной мечети, вход в которую стоит дороговато для такой достопримечательности — 25 юаней. Впрочем, архитектурно мечеть никак не отличается от традиционных китайских культовых и религиозных сооружений: те же многоярусные крыши с закругленными уголками, круглые двери и ворота, пруды во внутренних дворах…. И только китаянки в парандже выбивались из общей картины.
От мечети можно пешком пройти до Барабанной башни, но идти придется через жуткие трущобы и подворотни. Ух, какие там виды и запахи!.. одни только куски мяса, валяющиеся на жаре на грязной клеенке на асфальте в подворотне и облепленные мухами, отбивают аппетит надолго.
Барабанная башня Сианя является самой крупной Барабанной башней в Китае. Чтоб подняться на нее, нужно купить билеты. Здесь же продаются комплексные билеты, которые дают право подняться и на Колокольную башню, которую хорошо видно от Барабанной Башни и которая находится в самом центре города, на кольце, где сходится несколько дорог.
Купили комплексный билет и поднялись на обе башни, но Колокольная башня оказалась более симпатичной и интересной издалека, чем изнутри.
Основное событие дня – попасть в музей Терракотовой Армии. По нашему билету мы должны были зайти с 15:30 до 17:00. Находится можно до закрытия, главное – зайти в указанный промежуток времени. По данным на сайте Армии, от восточного выхода с вокзала туда ходят автобусы 915, 916 и 306. И хотя раз или два в метро нам попадались специальные информационные стойки, сотрудники на которых говорили, что нужно ехать на какую-то станцию метро и оттуда – на специальном автобусе 613 или 602 до музея, мы приняли их за коммерческую организацию, продающую дополнительные услуги и решили довериться информации на официальном сайте и ближе к 13:00 мы неспеша выдвинулись к вокзалу, чтоб иметь запас времени. И не зря….
По факту на месте, у нужного выхода, не было ни одного автобуса с такими номерами. Мы сначала побегали сами туда-сюда по разным остановкам, потом поймали полицейского и приставали к нему с вопросами, но он не смог нам помочь. В итоге добежали до автовокзала в паре километров в сторону, где также развели руками и сказали, что нет здесь автобусов с такими номерами. Но подсказали, что от станции метро Huiqinghi, что на противоположном конце города, до музея ходят автобусы. Таксисты нас упорно игнорировали, а остановившийся моторикша просто не мог довезти нас до нужного места – слишком далеко для его чахлого пепелаца. После полутора часов скачек с детьми под палящим солнцем в +35, мы поняли, что начинаем жутко опаздывать и лёгкой трусцой рванули до ближайшего метро – еще полтора километра. Оставался последний вариант – проверить ту станцию метро. Из подземки на нужной станции мы выскочили в 15:40, взяли такси и доехали до самого входа в музей. Так что даже с поправкой на возможную очередь мы без проблем успевали зайти до 17:00. Уже потом, выдохнув и собрав информацию, мы выяснили, что в сторону музея построили новую ветку метро, от одной станций которой пустили автобусы до Терракотовой Армии. Автобусы от вокзала за ненадобностью упразднили, но по какой-то нелепой случайности забыли обновить данные на официальном сайте.
Особой очереди на вход здесь не было, а вот в павильонах было очень людно. Основная выставка – ряды глиняных солдат – находится в первом павильоне. С трех сторон зала оборудованы смотровые балконы, где люди стоят в три ряда. Но почти все время группы людей двигаются, то есть достаточно приложить немного усилий и чуточку терпения, и можно оказаться в первом ряду. Второй и третий павильон – зоны раскопок, где до сих пор ведутся работы по извлечению и реконструкции осколков и вооружения. В зоне раскопок можно найти и лошадей, и укрытые деревянными настилами ряды солдат, и даже несколько восстановленных фигур с полным вооружением и украшением, а еще ящики с фрагментами фигур.
В павильоне 3 есть фотозона, где за 10 юаней с человека можно сделать несколько фото на свой аппарат с парой рядов оригинальных скульптур на фоне имитации всей остальной армии.
Пока гуляли по павильонам, прошел легкий дождь и сбил жару, так что находится на улице стало легко и обратная дорога была довольно комфортной. От выхода из музейного комплекса до остановки дорога проходит через торговые ряды. Цены тут сильно завышены и тот же товар в центре Сианя можно купить гораздо дешевле, но есть уличные торговцы – «коробейники», которые готовы хорошо торговаться.
Обратно к вернулись на автобусе 613. Хотя проезд стоит 5 юаней с носа, у нас не было размена, а у водителя – сдачи, так что нам разрешили скинуть в ящик для оплаты имеющуюся мелочь – 11 юаней за всех. Интересно, что автобус ходит по кругу, так что садиться на него надо на той же остановке, на которой пассажиры из него выходят, когда едут от метро.
А вот в метро мы немного ошиблись, перепутав голубую и синюю ветки. По центру они проходят почти параллельно, но по не той ветке мы заехали в нетуристическую часть города, так что ужин искали в ресторанчиках для местных. Меню здесь не было продублировано на английском, картинок было мало, а переводчик в телефоне не справлялся, выдавая при наведении камеры на меню какую-то околесицу типа «Будда лотос три прыжка тигр». Пришлось брать наугад. С первым блюдом промахнулись – принесли мутный бульон с разболтанным куриным яйцом. Выглядело и пахло, как тряпка для протирания стола в мутной жиже. Но потом нам принесли знаменитые сианьские пельмени – тут мы угадали. Так что дальше мы просто просили повторить то, что нам понравилось.
От ресторана до Колокольной Башни пришлось возвращаться полтора километра. К этому времени солнце скрылось, дневное пекло сменилось вечерней прохладой и народ вышел гулять на улицы. Из-за этого в центре собрались огромные толпы людей. Вылезли уличные торговцы и передвижные лавочки со стрит-фудом, где у поваров то и дело на метр вверх вырывался столб огня. Зрелищно, но пробовать еду не рискнули. Здесь мы немного потеряли бдительность и разделились в толпе – дети остались с Сережей, а Иринка потеряла всех из вида. На то, чтоб обратно воссоединиться в толпе, ушло немало времени.
В отель вползли ближе к 23:00. Дневной «пробег» — более 21 км.
01.07.24, день 11
Хотя основная часть программы по Сианю у нас была выполнена накануне в музее Терракотовой Армии, на второй день у нас тоже было достаточно планов. Не зря же Сиань в своей время был столицей более 1000 лет…
Первый раз за много дней от души выспавшись и оставив вещи на ресепшене, налегке выползли из отеля около 10:00. Недалеко от центрального входа на рынок, что был недалеко от нашего отеля, нашли парикмахерскую, где сыну сделали «самую модную» прическу. Мастер посмеялся над нашим запросом, но принял его, как вызов, посоветовался с коллегой и взялся за работу. Результат был на удивление симпатичным, хотя, когда мастер взял опасную бритву, мы немного напряглись. А потом в ход пошел и лак, и воск….
А вот с завтраком мы потерпели неудачу. Зашли в какое-то кафе в этом же мусульманском квартале, но получили жутко пересушенные и очень острые мясные шашлычки. Есть не стали, опасаясь отравления. Вместо этого в местной кондитерской купили сладкие рисовые пирожки или пирожное, а детям — какие-то булочки.
От Колокольной башни почти никуда не сворачивая, по прямой, дошагали до входа на городскую стену, которая по периметру окружает старую часть города. За вход на двух детей и двух взрослых отдали 162 юаня. Стена очень широкая, с сувенирными лавками и небольшими ларьками со снеками. При желании, по стене можно обойти всю старую часть города по кругу, или арендовать велосипед и прокатиться. Но мы просто немного погуляли пешком и спустились обратно.
От входа на стену так же пешком добрались до Малой Пагоды Диких Гусей. Пагода окружена парком, а поскольку ночью прошел дождь, то внутри нас ждала свежесть и прохлада. И тишина, ведь народу в парке было относительно не много. Правда, чтоб зайти туда, пришлось пройти проверку документов. Малой Пагоде Диких Гусей больше 1300 лет и неплохо сохранилась для своего возраста. Интересно, что во время одного из разрушительных землетрясений она не разрушилась, а ушла под землю на пару метров. Внутрь Пагоды зайти нельзя, но и снаружи вид очень интересный.
Рядом с Пагодой раскинулся шикарный тихий парк с прудом, плакучими ивами и кувшинками. Здесь же при желании можно зайти в музей Сианя. Еще один аттракцион рядом с пагодой – ударить по огромному колоколу висящим рядом огромным бревном (как тараном). Найти этот аттракцион не сложно, достаточно идти на хаотичные звуки колокола.
Следующий пункт плана – Большая Пагода диких гусей. Несмотря на очень схожее название, достопримечательности расположены совсем не рядом и нам пришлось воспользоваться метро. В Большой пагоде гораздо больше людей. И здесь, как и Барабанной Башни, популярностью пользуется аттракцион с переодеванием. Девушки и женщины берут напрокат национальные китайские костюмы, в салонах здесь же делают соответствующий макияж и прически (чаще просто парики и шиньоны), и устраивают фотосессии на фоне достопримечательностей.
С нами тут тоже хотели сфотографироваться, но уже в более беспардонной форме. Один китаец нашел нас, сидящих с мороженным в уголке площади и начал тыкать в нас пальцами и кого-то звать из толпы. Когда прибежало его семейство, он жестами попросил фото с нами. Было очень жарко, мы устали и не хотели спорить, поэтому просто кивнули, мол, падай рядом, фоткай… Но китаец хотел фото его дочери с нашей, поэтому так же жестами объяснил нам, что нам надо свалить из кадра, чтоб сел его ребенок. Потрясающая наглость, конечно.
Большая Пагода Диких Гусей намного шире Малой, и в нее можно зайти, купив отдельный билет. Но и вокруг нее тоже есть на что посмотреть, чем мы и занялись, погуляв по территории вокруг Пагоды.
Ближе к 18:00 забрали вещи из отеля и, завернув в продуктовый, уехали на вокзал. В ожидании поезда делали то же, что и все местные – ели лапшу, так что сев в поезд почти сразу легли спать. Утром нас ждал Шанхай.
02.07.24, день 12
Как и с поездом в Сиань, ночной переезд в Шанхай мы не только избавил нас от поиска гостиниц на эту ночь, но и здорово сэкономил время. Правда, в этот раз поездка была чуть дольше и в Шанхай мы прибыли только в 12:30. Мы снова ехали в плацкарте с тремя ярусами спальных мест. Но, вопреки опасениям, поезд снова был уютный, чистый и совсем не шумный. В какой-то момент даже пришла в голову мысль, что мы были едва ли самые грязные в этом вагоне, поскольку сели в поезд сразу после прогулки по городу и не имели возможности зайти в душ и переодеться.
Город встретил нас ужасной жарой и влажностью. На улице не было солнца, и сложно было определить, почему: то ли облачно, то ли такая ужасная влажность, что город стал похож на большой хаммам. Островками прохлады (точнее, холода) оставались станции и поезда метро. На нем мы и отправились в свой отель. Кстати, в Шанхайском доступен билет на 72 часа. Стоит 45 юаней, что немного дороговато, но позволяет не бегать каждый раз в поисках окошка по продаже разовых билетов.
На первую ночь в Шанхае у нас был забронирован номер в Novotel Atlantis. Здесь есть номера на 30-40 этажах, откуда открывается вид на деловой центр Шанхая. Вид ничем не хуже, чем с обзорной площадки в одном из небоскребов. И по стоимости ночевка в этом отеле 4* лишь немного дороже, чем вход на четверых на обзорную площадку. Бонусом идет завтрак во вращающемся панорамном ресторане на 50м этаже отеля. Но есть нюанс – часть номеров «выходит» на реку, а не на центр города, что нам совсем не подходит. Поэтому при заселении мы обратили внимание сотрудников на то, что с нами дети и они очень хотели вид именно на небоскребы. Девушка на ресепшене, хоть уже и оформила нам какой-то другой номер, пошла навстречу и переоформила документы. В итоге нам достался угловой номер на тридцать-каком-то этаже, где одно большое окно выходило на центр города, а второе, поменьше – на жилой квартал и кусочек реки. Вид захватывает дух даже днем.
Приведя себя в порядок, отправились в исторический квартал в нескольких станциях метро от гостиницы. И хотя проход в сам сад Юн Юань был уже к моменту нашего приезда закрыт (он открыт до 16:00), мы отлично погуляли рядом по живописным улочкам и по краешку сада и пруда. Правда, здесь очень людно и очень много лавочек с уличной едой, из-за чего и без того перегретые от жары улицы наполняются жарким паром и тяжелыми ароматами.
Примерно в 1 км от Юн Юаня – выход на набережную. Набережная в Шанхае огромная невозможно красивая! С каждого ее уголка открывается новый интересный ракурс не только на виды за рекой, но и на ту часть набережной, что остается у нас за спиной. Поэтому тут мы без проблем гуляли до сумерек.
С наступлением темноты на телевизионной башне и соседних небоскребах включилась подсветка – целое шоу. Смотрели, почти не моргая, хотя о местечке у бортика нужно позаботиться чуть заранее.
От набережной до метро ведет большая пешеходная улица, с большим количеством магазинов и ресторанов. На ней забрели сначала в музей (по сути, магазин) шоколада, где можно было увидеть шоколадные фигуры слонов, динозавров, зайцев и пр., а потом и в салон Huawei. Кстати, салоны цифровой техники здесь совершенно иные. Ни в одном салоне ни одного бренда мы не увидели полной линейки товаров. Выставлены в основном новинки, топовые модели, флагманы, в разных цветовых решениях и с разными объемами памяти и прочих мелочей. Остальные модели можно купить через интернет и салонах их нет. И здесь же рядом могут быть выставлены неожиданные товары этого же бренда. У Huawei это были, например, электромобили. Причем это достаточно хорошие машины, с кучей «примочек», типа автопилота, автоматической регулировки высоты сидения и наклона руля, а цена у них достаточно приемлемая.
В итоге в отель вернулись уже к 22:00, но еще долго-долго дети сидели на окне, любуясь ночным Шанхаем и той же подсветкой, что мы видели на набережной, но с обратной стороны.
03.07.24, день 13
Novotel был единственным отелем за всю поездку, в котором был включен завтрак. Ресторан находился на 50м этаже отеля и зал медленно вращался по кругу, так что за завтрак можно было успеть посмотреть сверху на Шанхай во все стороны, правда, через давным-давно не мытые стёкла. Поэтому утро этого дня у нас началось с такого аттракциона.
Потом, с трудом отлепив детей от окон нашего номера, где они до последнего любовались видами, сдали номер и оставили вещи на ресепшене. Нам предстоял относительно не близкий путь.
Вокруг Шанхая есть несколько городков, выстроенных на системе каналов, как Венеция и одним из самых красивых и удобных для того, чтоб добраться, является Чжудзядзяо (Zhudjadjao). Он находится примерно в 50 км от города, но туда ходит метро, поэтому доехать из Шанхая можно без проблем, но долго – 1,5-2 часа. Станцию надо искать слева на самом краю карты метро. Расстояния между станциями за пределами города очень большие, как у пригородных поездов, а за окном видны поля и заводы.
От станции метро до старой части Чжудзядзяо нужно пройти чуть больше километра. Расстояние далось не легко, казалось, солнце прям придавливало к земле и хотелось добраться до воды и прохлады.
Когда мы готовились к поездке, встречали информацию, что вход в город платный и нужно сражаться с турникетами на входе. Но ничего такого мы не встретили.
Сама историческая часть города – это несколько довольно живописных длинных улиц вдоль каналов, с милыми домками, изящными мостиками, ленивыми котиками и свисающими в воду ветками ивы. Пастораль нарушает только жуткая духота, из-за которой тяжело находится на солнце больше 2 минут, а вся одежда сырая насквозь. Отступает духота только у самой воды, в тени домов и деревьев. Кроме кафе и ресторанов здесь есть еще пара садов и храмов, но в некоторые вход платный. При желании можно прокатиться на лодке с лодочником, но нам не понравилась ни цена (200 юаней за лодку), ни перспектива вылезти из тени на середину канала под солнце. Зато Максим оценил местный массаж рыбками, а Настя – карамелизированный фруктово-ягодный шашлычок, где зачем-то еще была нанизана помидорка.
При желании можно найти любую еду – от фруктов и бургеров до кузнечиков и пауков, но последнее, скорее, как «пугалка» для туристов и встречалось такое только один раз.
Из-за очень влажного климата вся одежда постоянно сырая, поэтому в метро под из мощными кондиционерами сразу становится довольно холодно. Особенно в таких отдаленных частях системы метро, как Чжудзядзяо, когда людей в вагоне настолько мало, что ледяной ветер свободно гоняет по вагону мелкие бумажки. Зато потом вдвойне тяжело возвращаться обратно на землю…
После «Китайской Венеции» мы не отправились сразу во отель за вещами, а вернулись на набережную в центре, чтоб от нее прогуляться пешком около трех с половиной километров до гостиницы и по пути еще раз рассмотреть центр города вблизи.
Первым делом нужно было пересечь реку. Самый очевидный способ – корабль или паром, который перевозит пассажиров через реки прям у центральной части набережной. Но по пути нам попался указатель на sightseeing tunel, и мы решили посмотреть, что это. Оказалось, под водой проложен тоннель, по которому посетители едут в небольших вагончиках, а на стенах разворачивается световое шоу, повествующее об истории зарождения и развития жизни на земле. Купились на рекламу. За билеты около 50 юаней, при условии, что Настя прошла за полцены. На деле оказалось, что световое шоу – просто проекция то магмы земли, то просто сцен из жизни подводного мира. Забавно, конечно, но полсотни юаней за это – многовато.
Из туннеля вышли у подножия телебашни. Если от нее пройти чуть дальше, то можно упереться в очень красивый круглый пешеходный мост. Здесь находится большой магазин Disney, но мы туда не пошли, потому что на Дисней у нас были другие планы. И здесь же рядом, прямо в торговом центре, находится станция метро, куда нас загнала жара. Как раз в районе этого моста мы поняли, что сильно погорячились с идеей топать до отеля, и остаток пути преодолели на прохладном метро.
Забрав из Novotel Atlantis свои вещи, уже под вечер уехали в другой край карты метро, в Disney Resort. В Шанхае находится Дисней, настолько большой парк, что к ней отдельно подвели метро. В самом Диснее и вокруг него разбросано большое количество отелей, большинство из которых предлагает услугу трансфера, то есть готовы утром довезти до входа в парк. Парк открывается рано, а находится довольно далеко от центра. Чтоб добраться из центра города к открытию, надо вставать едва ли не в 05:00. Поэтому мы выбрали небольшой семейный гостевой дом в паре автобусных остановок от парка. Конечно, такой отель был попроще всех предыдущих, но, как и все, включал в себя две двуспальные кровати (номер стандарт), свой санузел и кондиционер. Тут бонусом был и балкон с подвесным креслом.
Спать легли пораньше.
04.07.24, день 14
Прогноз погоды на день был многообещающим — +38 и ясно. Очень тепло было уже в 07:00, когда мы погрузились в машину хозяев дома, чтоб отправиться в Дисней.
Несмотря на ранний час, на момент нашего приезда в парке было уже очень людно. Как и в Universal Park, очередь начала скапливаться широкой змеящейся рекой перед входом в парк. Зайти внутрь нам удалось только в 08:30, ровно в момент начала работы парка.
Парк разделен на несколько тематических зон: Зверополис, Тор, Детская зона с Белоснежкой и Винни Пухом и пр. По отзывам мы знали, что большие очереди даже на вход в локацию днем скапливаются в Зверополис (Zootopia), поэтому первым делом отправились туда. Нам повезло зайти туда без очереди и даже совсем недолго простоять на входе на главный аттракцион локации – экскурсию по полицейскому участку и погоню за похитителями Газели. Сам Зверополис фантастически детально продуман – каждый уголок улиц этого города наполнен удивительными мелочами. Например, под лавкой для белых медведей находится парковка для машин мышей и сусликов, а на стенах зданий построены специальные беговые дорожки для мелких грызунов. Даже «зебра» на земле сделана очень необычно. Очень здорово сделаны и звери в аттракционах. Будучи, по сути, роботами с пушистой облицовкой, они имеют двигающиеся глаза и живую мимику.
Больше как таковых аттракционов там не было, так что мы еще какое-то время поразглядывали городок и пошли в сторону следующей локации.
Потом мы постояли 1,5 часа в очереди на поездку по копям 7 гномов из сказки про Белоснежку. Пока ждали, дети успели прокатиться на аттракционе про Винни-Пуха, или, как говорят местные, Пу-пу.
Следующим пунктом нашей программы был аттракцион TRON – еще одна новинка и популярная точка на карте Шанхайского парка Дисней. Очередь на него по местным меркам была совсем не велика, всего 60 минут, но за 15 минут на нашего попадания на посадочную площадку аттракцион закрылся по техническим причинам. Немного скрасило досаду то, что мы получили fast pass на этот аттракцион, чтоб снова не ждать час, когда Трон наладят.
На выходе прокатились и каком-то Шаролёте у выхода из Трона, но это было не то. Солнце поднялось в зенит и раскалило парк, а очереди на интересные нам аттракционы выросли до 120 метров и люди в них стояли по несколько человек в ряд. Дети немного приуныли.
Скрыться от жары решили в Замке Спящей Красавицы, но проходя мимо него увидели, что куча китайцев стоит в саду замка в дождевиках. А на небе – ни облачка! Оказалось, мы попали на самое начало танцевально-музыкального водного шоу, в котором персонажи различных мультфильмов студии Дисней поливали людей водой – из ведер, водяных пистолетов или шлангов. Гоняясь за струями воды, дети вымокли насквозь. Для такой жаркой и солнечной погоды это была совсем не проблема, правда, гулять мокрым по замку Спящей Красавицы было прохладно из-за кондиционеров.
В самом замке, по сути, мы просто шли из комнаты в комнату, где в каждом помещении нам рассказывали и показывали фрагмент из сказки о Белоснежке и Семи гномах. Правда, на китайском, на было очень зрелищно – с призраками в зеркалах, дымом из котла ведьмы и пр. А когда мы вышли из замка, оказалось, что TRON починили, а большая часть гостей парка отправилась на парад Дисней. Парад нам был не особо интересен, так что мы очень быстро и почти без очереди попали на TRON. Там нам еще и повезло попасть на самые первые места, потому что в очередной партии людей мы были буквально 5е и 6е, а посетители, которые стояли на посадку перед нами испугались и решили сесть в середину состава. Жизнь наладилась, дети воспряли духом.
Следующей локацией, которую мы выбрали, стала Пиратская Лагуна по мотивам Пиратов Карибского моря. Там дети смогли полазить по Черной Жемчужине, а потом буквально за полчаса мы достоялись в очереди до Приключений Джека Воробья. Здесь нас посадили на лодки (мы снова оказались в первом ряду, с наилучшим обзором) и отправили плыть по каналу, где на нашем пути разворачивались сцены из Пиратов. Вот Джек сидит в темнице, потом мы плывем через подводную сокровищницу мертвых пиратов, скрываемся от акулы, и в следующую секунду оказываемся в эпицентре морского сражения. Лодку крутит во все стороны, рядом взрываются бомбы, нас обдает брызгами… Первый ряд в лодке, конечно, самое лучшее место на этом аттракционе. Народ на посадку запускают группами, лодки подплывают очень быстро и часто, и людей грузят в порядке живой очереди, кому где повезло сесть. Но если попросить стафф, то, попав на посадку, можно отступить чуть в сторону, пропустить несколько человек и сесть на следующую лодку самыми первыми.
Очередь на рафтинг оказалась побольше, но этот аттракцион того стоил. Мокрые были все, даже те, кто накинул дождевики. Правда, идти на рафтинг стоит пораньше, а не как мы, ближе к 17:00. В это время солнце уже не такое жаркое и ходить в мокрой одежде некомфортно.
А вот следующий аттракцион своих двух часов ожидания не стоил. Он был заявлен как полет над землей, но по факту это подвисные ряды в купольном кинотеатре. Зрителей приподнимают над полом и слегка покачивают, пока под ногами у них мелькают то горные вершины, то столицы мира, то стада слонов и зебр — самые узнаваемые виды и места на планете. Порадовало только то, что многие из этих мест дети помнили по нашим прошлым поездкам.
Вышли оттуда мы уже около 20:00, посетив и посмотрев в парке к этому времени уже все, что хотели. Вне нашего внимания остались Marvel, История игрушек и Винни-Пух, но это нам было не близко и не интересно, а аттракционы не показались увлекательными.
До вечернего светового шоу на стенах замка оставалось немного времени, и мы еще раз сходили в Зверополис, чтоб купить сувениры, и второй раз прокатились на Приключениях Джека Воробья, куда вечером очередь сократилась до немыслимых 15 минут.
Вообще, световое шоу показывают дважды – в 20:00 и 21:15, но мы намеренно шли на второе, чтоб сразу после него отправиться на выход из парка.
Разумеется, никаких сидячих зрительных мест на шоу не было, народ сидел так, кто где смог найти место. Мы примкнули к той толпе, что сидела прямо на тротуаре, подстелив все те же многострадальные банданы.
Шоу просто невообразимо шикарное, яркое, красочное, динамичное и очень техничное. Но длилось минут 10. После этого шоу парк закрывается.
Наша машина приехала за нами в 22:00, и дома нам сил хватило только на душ и быстрый короткий ужин. Дети вырубились еще на подлете к подушке.
В целом Дисней произвел на нас огромное впечатление и понравился больше, чем Universal. Universal имеет больше аттракционов и возможностей получить мощную дозу адреналина, а Дисней более душевный, семейный и уютный. Бонусом – в Диснее почти всегда очередь стоит в помещении или под навесом, а в Universal частенько приходилось стоять под солнцем или небольшими зонтами, что в жару не так комфортно. Нам сложно было бы выбрать какой-то один парк, потому что каждый из них классный по-своему.
Выйдя из Дисней парка, мы, по сути, завершили план «минимум» по Китаю. Нас ждал последний день в этой стране. И хотя он обещал быть спокойным, приключений мы успели схватить «с горкой».
05.07.24, день 15
Каких-то грандиозных планов на последний день в Китае у нас не было. Вечером нужно было перебраться в Пекин и добраться до аэропорта, а в первой половине дня мы были свободны.
Спокойно выспались и, собрав вещи, выехали обратно в центр. На вокзал попали только ближе к полудню, но с автоматическими камерами хранения для вещей нам договориться не удалось – лицом не вышли. Оплата должна была выполняться через WeChat, но тот упорно твердил, что фото, указанное при регистрации в системе, не совпадает с тем лицом, что мы предъявляли в камеру. Видимо, мы слегка пообтрепались в Поднебесной. А в той камере, где сидела женщина, с нас запросили нереальные 25 юаней за каждую сумку, включая шопперы и бумажные пакеты. Выходило больше сотни и отдавать эту сумму за три часа было обидно, поэтому уехали с вещами на набережную и прогулочную улицу, коротать время до поезда.
Нашли уютное кафе с шикарной местной кухней, поизучали машины Huawei, зашли в зону фастфуда с морепродуктами, где нам достались креветки в кляре прям с глазами, панцирем и ногами) и посидели на набережной, любуясь высотками Шанхая. Правда, был один момент, когда мы, тащась с детьми и вещами по жаре, нагнали группу соотечественников, которые прибыли в Китай через туроператора и шли гулять с гидом. И было немного странно стоять рядом с чистыми, нарядными, свежими только что прибывшими соотечественниками и ощущать себя липкими гоблинами. Но общее настроение это ничуть не испортило – было очень красиво и вкусно.
К 16:00 снова вернулись на вокзал, поскольку около 17:50 нужно было выдвигаться в Пекин, а нужно было еще успеть поесть традиционную лапшу на вокзале и купить всякой ерунды в дорогу.
Посадку, как водится, начали за 15 минут до отправления, пощекотав нам нервы, зато поезд был в этот раз шикарный. Чтоб вернуться в Пекин, мы выбрали скоростной поезд с сидячими вагонами, который может разгоняться до 400 км\ч, но по факту ехал, конечно, медленнее, 340-350 км\ч, снижаясь только в городах. Но, несмотря на это, прибыл он с опозданием в 35 минут, высадив нас в Пекине в 23:10. И, хотя мы очень сильно бежали, последний поезд метро до станции, откуда уходит шаттл в аэропорт, мы упустили. Точнее, до станции мы добежали за пару минут, но поезд не делал там остановку. Так что внезапно мы остались на пустой платформе станции метро, где работники уже готовились уходить домой. Они же нам объяснили, что поездов больше не будет, но что выйти через вестибюль метро мы уже тоже не сможем, так как он закрылся. Мы попытались выяснить у них, как нам попасть на соседнюю станцию, но они нам объяснили, что это не имеет смысла, так шаттлов в аэропорт Дасин ночью нет. И нет, автобусы туда тоже не ходят. И ничего не ходит, разве что такси. Но помочь с такси они нам не могут. Посмотрев на накрапывающий на улице дождь, они предложили нам дождевики и, получив отказ, пожали плечами и выставили нас на улицу под дождик – им пора закрывать станцию.
Ситуация сложилась тревожная. От аэропорта нас отделяли 30 км, от нашего самолета на Родину – 5,5 часов. Впервые за все дни в Китае мы попали под полноценный дождь и впервые нам было довольно прохладно. В довершение ко всему помигал и погас фонарь над входом в метро, оставив нас в относительной темноте. Надо было срочно что-то делать.
Что ж, поставили детей с вещами под ближайшее дерево и пошли ловить такси на двух сторонах дороги. Но, как назло, такси даже с зелеными огоньками (такси свободно) не собирались тормозить возле нас. Помучившись минут 20 и проводив взглядом с десяток свободных машин, решили подключить интернет на сутки поставить приложение. И снова неудача – для подтверждения при регистрации нужно было ввести код, который сообщался голосом во входящем звонке. К сожалению, китайские цифры на слух мы не воспринимаем.
Когда время стало уже совсем поджимать и мы готовились перейти к плану Б, возле нас остановился парень в дождевике и на мопеде, и на красивом английском предложил нам помощь. Вникнув в ситуацию, со своего приложения он вызвал нам такси и дождался с нами машину. Нам оставалось только отдать нашему спасителю наличку, поскольку приложение списывало деньги за такси с его счета. С радостью отдали ему чуть больше. Правда, когда мы уже тронулись, водителю потребовался какой-то код подтверждения, который был у только что уехавшего мопедиста, но, созвонившись, они решили эту ситуацию довольно быстро.
В итоге в аэропорту мы оказались с хорошим запасом и даже успели перекусить. Аэропорт был сонный и пустынный. Работал буквально один магазин, и обменнник, куда мы сбросили оставшиеся юани. Стойка регистрации, окошко паспортного контроля и досмотра вещей, а также выход на посадку тоже открылись только по одному, под наш и рейс и тот рейс, что вылетал в Хабаровск за пару часов до нашего.
Нам оставалось решить последнюю проблему. Дело в том, что еще до нашего вылета в Китай s7 перенс наш рейс фактически на сутки, из-за чего наш вылет выпадал на 11е сутки в Китае. И хотя самолет был на 5 утра, это означало около 5 часов просрочки визы. К счастью, мы были к этому готовы и имели с собой распечатанные старые билеты и письма от s7, в том числе на английском. Но все же когда девушка на стойке регистрации, внимательно изучив наши визы, со словами «оу, хм…» порвала наши только что распечатанные посадочные талоны, внутри у нас что-то сжалось. И на паспортном контроле сотрудница тоже долго считала на пальцах даты, потом позвала коллегу, и они считали дни вместе. И снова распечатанные билеты и письма нас спасли.
На досмотре трясли как никогда основательно: сумку прогнали через рентген пару раз, вытащив оттуда те вещи, про которые мы и сами забыли. Воду отняли вообще всю, так что пришлось заново наполнять поилки водой в чистой зоне.
Очень непривычно было сидеть в огромном аэропорту, который ночью абсолютно пуст. Свет приглушен, людей нет. Гейт нам назначили не самый ближний, поэтому мы в компании соотечественников долго брели по гулким пустым коридорам полутемного аэропорта, а потом видели почти в полной тишине в ожидании своего рейса. Свободных мест – хоть пляши. Можно было хоть сесть, хоть лечь так, что на соседних рядах никого не было. Интересный получился опыт.
Полет прошел без эксцессов, а наутро мы без проблем забрали машину со стоянки и снова переоделись. На завтрак заехали в пиццерию и тут же рядом нашли магазин с китайской едой и сладостями, где мы докупили все что, что хотели, но рук не хватило вывезти из Китая.
Оставалось несколько дней обратной дороги до дома.