Автор: Иринка & ZserG
Посетили 8 стран: Россия, Грузия, Турция, Северный Кипр, Кипр, Иракский Курдистан, Иран, Азербайджан
Моря: Черное, Средиземное, Каспийское, Персидский залив
Участники: Иринка, Сергей, Максим, Настя
Пробег: 17 000
- Часть 1. Россия, Грузия, Турция, ТРСК, Кипр
- Часть 2. Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан
- Часть 3. Иран
- Часть 4. Азербайджан, Россия
Каждый наш отчет о поездках последних лет начинается с описания того, какой сложной или тщательной была подготовка. Но поездка 2019 года переплюнула все, что было до этого, потому что нам пришлось готовить как никогда много разных документов и виз. Считаем:
- Карнет де Пассаж. Это международная таможенная декларация, которая требуется, чтобы заехать на машине или мотоцикле в ряд стран и, в частности, в Иран. Получить можно только в Москве в РАФ (Российская Автомобильная Федерация, http://www.raf.su/). Она обошлась нам в 18 000 рублей + залог, равный оценочной стоимости машины (70 000 рублей за Renault Logan 2013 года). Можно воспользоваться услугами посредников, но тогда сверху нужно доплатить от 10 000 до 20 000 рублей.
- Виза в Иран. Теоретически, виза не сложная, но нужно учесть много требований к фотографии и месту работы. На первом этапе документы заполняются и подаются он-лайн (http://evisa.mfa.ir), где проверку проводит компьютер. Отсюда большой процент немотивированных отказов, а повторная попытка разрешена не сразу. На одну попытку у нас уходило от 3-х до 7-ми дней. Лично мы плюнули на третьем заходе и обратились к Иранской туристической фирме (http://www.iranvisacode.com/). И, дождавшись от них получения референс кода, поехали в Москву за визой.
Также нужна медицинская страховка, но у всех Российских страховых компаний есть пункт о том, что страховка не работает, если против страны введены санкции ООН или там ведутся военные действия. Как следствие, такие страховки как бы работают, для визы засчитываются, но если понадобится реальная помощь, то, скорее всего, пошлют лесом. Мы выбрали для себя вариант застраховаться в Иранской СК (Bimeh Iran Insurance Co. https://www.goiran.ru/strahovka/).
- Виза в Ирак. В Ирак визу можно получить только по приглашению и дают ее далеко не всем. Но в состав Ирака входит — на правах широчайшей автономии — Иракский Курдистан. У него есть своя армия, полиция, границы с Ираком, а также представительства за пределами Ирака и, как оказалось, свои визы.
В Москве есть представительство Иракского Курдистана, но после 2018 года, они перестали выдавать визы и отправляют в консульство Ирака в Москве.
Такое же представительство есть в Польше (http://poland.gov.krd/) и они выдают визы, в том числе и россиянам. Виза делается 7-10 дней и действует 3 месяца с даты выдачи. Сложнее всего оказалось отправить сбор в 40 евро за визы в Польшу. У нас это заняло 21 день, и 15 посещений Сбербанка. Не повторяйте наших ошибок (https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10281217/).
Через ВТБ все прошло за 4 дня через интернет банк и без посещения офиса.
- Виза на Кипр. На Кипр можно попасть по Кипрской национальной визе, Про-визе или МультиШенгену. В основном народ прилетает туда на самолете, и все вопросы решаются легко. Нам нужно было продумать вариант с машиной. Про-виза сразу отпала, т.к. для нее требуется прилететь на самолете. Шенген к моменту поездки закончился, плюс были отзывы, что по Шенгену бывает, не пускают по земле. В общем как повезет. Оставался вариант получения национальной Кипрской визы.
Сложность попасть в Кипр на машине в том, что Кипр — это остров, к тому же разделенный на 2 части, греческую (республика Кипр) и турецкую (Турецкая Республика Северного Кипра). При этом турецкая никем, кроме Турции, не признана, и въезд через нее на территорию греческого Кипра считается незаконным. А на греческую часть паромы ходят только из Греции, плывут 2 дня и стоят как недельный Средиземноморский круиз. С Турции же паромом можно попасть только в ТРСК. По слухам, с национальной визой можно было заехать через ТРСК, а потом посетить и южную часть острова тоже. Решили остановиться на этом варианте.
Генеральное Консульство Кипра на тот момент в Екатеринбурге не выдавало визы, т.к. уже больше года не было генерального консула, и информации о том, когда он появится. Прождав несколько месяцев, приняли решение оформлять визы в Москве, параллельно с Иранскими.
В Москве визы хоть и выдавали, но в консульстве ни в коем случае нельзя упоминать, что планируется въезд через Северный Кипр, зато нужно было обосновать, почему нужна именно национальная виза Кипра, которая сложнее, чем простейшая про-виза. В остальном кипрская виза аналогична Шенгену, с той лишь разницей, что для граждан РФ она бесплатная. Нам дали ее на 5 лет.
Кстати, визы Ирана и Иракского Курдистана не проставляются в паспорт, а распечатываются на листах формата А4. Так что визы (и, на всякий случай, их полноцветные копии) ехали с нами в жирненьких папочках.
Машину, как водится, перетряхнули, нагрузили сух пайков в багажник, закинули чемодан, и в путь.
Кстати, в этот раз решили кардинально изменить концепцию передвижения по России. Если раньше мы практически транзитом проезжали Россию от дома до границы и обратно, и делали остановки только на ночлег, то в этот раз было принято стратегическое решение делать большие остановки в городах, чтоб погулять.
Итак, все закуплено, спланировано, сложено…. В путь!
День 1,2 (30-31.08.2019)
Первый день традиционно весь прошел в пути, ибо Симский перевал отнимает много времени.
Зато на второй день мы сделали большую остановку и мы прогулялись по Техническому музею АвтоВАЗа.
И тут нам страшно повезло — ехали просто в музей, а попали на фестиваль спорта и рока. Так что кроме осмотра экспозиции удалось наблюдать за фехтованием ролевиков,
показательными выступлениями спортсменов, и, самое главное, покататься на БМП-2.
Прокатились все, кроме Насти, потому что не любит у нас барышня такие грубые развлечения. Зато Макс проехал аж два раза!!
Ночевали под Саратовом.
День 3,4 (01-02.09.2019)
Волгоград!! С полдюжины раз проезжали через него, спеша к границе или домой, стоя в его бесконечных пробках и обещая себе, что когда-нибудь точно заедем сюда погулять с детьми. Ну вот, это «раз» настал, решили мы.
Еще по пути к городу мы завернули к одному из торговцев бахчевыми, которые повсеместно стоят вдоль дороги, разжились за сущие копейки дыней и арбузом, и прям тут же устроили пикник. Ух и вкусно было! У нас на Урале такие спелые редко попадаются. Жаль, что влезло не все.
В первый же вечер отправились на Мамаев Курган. Но по пути к нему успели заскочить в местный океанариум, где нашли выдр, пингвинов, крокодилов и даже акул.
Подъем на Мамаев Курган с двумя детьми, занимает порядочно времени, но оно того стоит. Настя ещё мало что поняла в силу возраста, зато, когда мы доползли до Могилы Неизвестного Солдата, Макса проняло почти до слез. По пути мы рассказывали про историю обороны города, битвы за высоту, про войну в целом.
Выше могилы Неизвестного Солдата подняться уже не смогли из-за ремонтных работ, но и этого нам хватило на первый раз.
А ещё здесь есть полу-подземный трамвай. Часть станций у него находятся на уровне земли, как у обычного трамвая. А ещё часть — под землёй, как у метро. И сами вестибюли похожи на вестибюли московского метро. Выходы из вагона сделаны на две стороны. Как раз у подножия Мамаева Кургана находится станция этого метро-трамвая. Именно отсюда мы продолжили осмотр города на второй день.
Если выйти на станции «площадь Ленина», то совсем рядом будут дом Павлова,
мельница
и панорама Сталинградской битвы.
У последней, правда, был выходной. Увы. Зато мы прогулялись вдоль дома Павлова, и вокруг Панорамы. Там со всех сторон выставлена различная техника времен Войны, в том числе и искореженный танк, откопанный прям тут же.
Выпив напоследок морс, который наливали из бочек на улице, мы, нагулявшись, поехали дальше. Открытия Панорамы на следующий день решили не ждать, предпочтя проехать туда на обратном пути.
К ночи были в Буденновске, между Пятигорском и Элистой.
День 5 (03.09.2019)
До Пятигорска мы добрались быстрее, чем планировалось. Видимо, потому что дорога почти везде стала лучше, чем мы ее помним с прошлых поездок. Вообще, кстати, в эту поездку обратили внимание на то, что дорога почти везде, от самого дома и до границы, стала заметно лучше. Прям едешь, и никого не хочется убивать или проклинать. Но наш перевал, как водится, не в счет — там вечные ремонты мостов и умирающие на подъеме в горку Камазы.
В остальном на трассе местами ещё идут ремонтные работы, но, в общем и целом, от Челябинска до Пятигорска нам практически не встречались убитые участки.
В Пятигорске была следующая большая остановка. Здесь, пользуясь прекрасной погодой, мы навестили ПровалЪ,
постояли в пробках в центре города, прокатились на канатке на Машук.
На нее Макс пошёл с недоверием. Пришлось долго объяснять, что она не старая и поломанная, а такая тут с советских времён, вроде как воссоздаёт колорит. Зато на горе дети от души набегались.
А вот в Галерею Нарзанов мелкие идти наотрез отказались. В феврале, за полгода до этого, мы уже проезжали в этих местах и пытались напоить их теплой минералочкой из бювета. Кажется, воспоминания об этом ещё слишком свежи. Заставлять не стали.
На ночлег в Пятигорске решили не оставаться, и к ночи устроились в каком-то мотельчике во Владикавказе. Во-первых, хотелось поскорее добраться до границы. А во-вторых, во Владикавказе у нас был шанс поужинать потрясающе вкусными осетинскими пирогами. И мы этот шанс не упустили.
По пути мы встречали много машин, едущих в сторону границы с Грузией. И даже в кафе, на заправках и в мотелях народ буднично интересовался «В Грузию?». В этом году Грузия — мейнстрим и место массового паломничества туристов из России.
День 6 (04.09.2019)
Грузия!!!!! Страна гор, моря, солнца, интересных достопримечательностей, радушных людей и отличной кухни!!
Саму границу прошли достаточно быстро, без особых очередей и пристального досмотра, хотя российских машин туда едет немало. Все же, грузинские границы одни из самых быстрых среди тех, что нам доводилось проходить.
Первое, что бросается в глаза после перехода границы — обилие туристов, и, прежде всего, наших соотечественников. Трасса тоже заметно изменилась. Вдоль дороги активно строятся гостиницы, рестораны. Появилось много новых закутков придорожной торговли всем подряд. Повсюду предлагают рафтинг, параглайдинг, джипинг… В одном месте даже активно строится горнолыжный курорт, с такими типа-альпийскими горнолыжными домиками, шале.
Есть, правда, и обратная стороны медали. Например, в давно любимом нами ресторанчике возле деревни Натахтари теперь самый натуральный аншлаг, хотя два года назад там было занято по 3-4 столика. Как следствие, цены выросли, а качество и количество еды в порции — упало. Не критично, но обидно. И конечно это не помешало нам там пообедать, а дети даже попускали кораблики в речке, протекающий через ресторанный дворик.
По пути в столицу мы не забыли заглянуть к крепости Ананури, а также подняться к Джвари. Виды и там, и там просто непередаваемые. Но народу, опять же, не протолкнуться.
Ночлег подобрали в Тбилиси, в 10 минутах ходьбы от центральной площади. С парковкой там совсем не очень, машину пришлось втискивать на узкой кривой улочке прям под окном нашего номера, но зато мы были в центре города, в 70 метрах от президентского дворца.
После ужина успели сгонять ненадолго в центр, прогуляться. Правда, на обратном пути не смогли пройти мимо детской игровой площадки, и зависли там еще на пару часов. Зато мелкие набегались)))
День 7 (05.09.2019)
Утро началось крайне удачно — со свежей выпечки из какого-то Тбилисского переулка в старой части города. Потом мы выдвинулись в город.
Поскольку в Тбилиси не первый, и даже не второй раз, то подробно рассматривать центр не стали. Вместо этого нашли местный hop-on и просто прокатились через основные достопримечательности, чтоб освежить город в памяти у детей, да и у нас.
А потом вышли на одну остановку раньше той, где сели, и уже оттуда пешком через центр неспешно вернулись к отелю, заглядывая по пути в церкви и колоритные тбилисские дворики.
Выехать от отеля получилось не сразу, т.к. в это же время выезжал президент, и улицу, где была припаркована машина, перекрыли.
Около парламента Грузии расположен вечно стоящий пустой майдан, посвящённый событиям 08.08.2008. Майдан фотогеничен: там палатка, накиданные шины и скульптура злого киборга, олицетворяющего войска РФ, а еще флаги США и НАТО.
Но абсолютно никого нет. Больше похоже на декорации для выпусков новостей. Местные жители такие же радушные и также считают весь этот перформанс ерундой. Кстати, машину пришлось припарковать как раз под наклейкой «Russia IS OCCUPANT”, т.к. остальные парковочные места были заняты.
В этот визит в столицу Грузии у нас, наконец, нашлось время не просто подняться на фуникулёре к детскому парку Мтацминда, но и нормально погулять там.
Тут же оказалось, что все аттракционы оплачиваются той же картой, что и фуникулёр, и канатка к крепости Нарикала.
Поэтому пришлось от аттракционов бегать к кассе, чтоб пополнить баланс. На входе на карусель заплатить наличкой категорически нельзя.
Путь продолжили уже ближе к вечеру, и ночлег запланировали относительно не далеко от столицы — в Кутаиси.
Вот, казалось бы, Кутаиси — тоже популярный у туристов город, но мы заезжаем сюда уже в который раз, никак не везёт нам на нормальный ресторан. Все-таки Грузия — это не только атмосфера, но и ещё и кухня. В этот день мы уже пошли в ресторан по рекомендации местных, а не по наитию, и снова не повезло — картошку сожгли, а рыбу, кажется, ждали, пока она сперва подрастёт немного.
Вечером немного покрутились по центру города, и вернулись в хостел. Кутаиси мы раньше уже подробно осматривали, поэтому в этот раз обошлись центром города, и общим видом на храм Баграта.
День 8 (06.09.2019)
Сатаплийский заповедник под Кутаиси известен тем, что, помимо карстовых пещер и Калхидского леса (экскурсоводы настойчиво отсылают нас к Ясону и Золотому Руну, уверяя, что те события разворачивались именно здесь), здесь были обнаружены хорошо сохранившиеся следы динозавров. Причем, как хищников, так и травоядных.
Объясняют это тем, что следов тут два слоя. Сперва по сырому известняку прошлись травоядные, известняк засох, его засыпало пылью и землёй. А спустя какой-то существенный промежуток времени в этих краях появились хищники, которые тоже пробежались по сырому известняку, отложившемуся поверх первых следов.
И правда, в павильоне, выстроенном вокруг участка со следами, отчётливо видно, что слои земли со следами различаются по уровню почти на метр.
В пещеру тоже стоит заглянуть. Она не очень большая, но хорошо подсвечена и оборудована, а в самом центре находится огромный сталагмит, за свою форму и цвет прозванный Сердцем Горы.
Ну и для развлечения тут есть павильон с подвижным динозавром и прилично выполненным пластиковым скелетом динозавра, а также смотровая со стеклянным полом.
И хотя последний уже порядком затерся и потускнел, вид оттуда хорош.
По самому заповеднику водят экскурсии, и без группы пойти в павильон со следами и в пещеру нельзя, а вот гулять по лесу — сколько угодно. Нам не повезло попасть на экскурсию на русском, гид вела прогулку на английском и грузинском, но в целом все было очень даже понятно.
Экскурсия заняла около 2х часов, а чтоб не спеша тут погулять, подышать воздухом, нужно планировать не менее 3х часов.
Из Кутаиси отправились в Батуми, постепенно продвигаясь к границе с Турцией. И вот наконец-то море!
На ночлег встали в Батуми, арендовав апартаменты у частника на первой линии. Тут столкнулись с интересной концепцией: строится почти полноценный отель, с ресепшеном, холлами, но без ресторанов. А вот номера продаются частным лицам как квартиры-студии. Сдаются сразу с отделкой, мебелью и техникой. Обходится такая студия примерно по цене трёшки в Челябинске, и можно в ней жить, а можно сдавать самому или через управляющую компанию. Вроде даже организуются туры, в том числе и из Челябинска, для желающих посмотреть варианты. В случае покупки жилья такой тур бесплатен для покупателя, а в придачу новоиспеченный домовладелец получает и вид на жительство. Но подробнее мы не узнавали.
Кстати, фешенебельные современные небоскрёбы мирно соседствуют с пятиэтажками, которые как будто обкусали пчелы, в результате чего дом увеличивается с каждой стороны на 1,2 окна и сверху вырастает новый этаж. Очень напоминает Дагестанский самострой.
Итак, мы добрались до побережья. Правда, по мере нашего приближения к городу погода портилась, и в итоге, после заселения, мы успели лишь на полчаса заскочить на море и немного окунуть детей. А потом, как говорится, «небеса разверзлись», и нас накрыло штормом. Ливень был такой силы, что на проезжей части воды стало по щиколотку буквально через 20 минут. И продолжалась это светопреставление до утра.
Ситуация немного усугубилась тем, что у Сережи начался конъюнктивит, и пришлось под ливнем бегать в поисках аптеки, и там подбирать какое-нибудь лекарство. К счастью, провизор грамотно проконсультировала, и глазам стало легче буквально на следующий день.
День 9 (07.09.2019)
Весь день мы ехали вдоль Черного моря, сначала по Грузии, потом по Турции.
Батуми, хоть и курортный город, однако поплавать в море нам толком не удалось: накрапывал дождик, к ночи перешедший в полноценный шторм.
Наутро мы решили не задерживаться в утонувшем Батуми, пересекли границу в Турцию. Легко и быстро, даже из машины не пришлось выходить: подъехали к окошечку, стекла в машине опустили, паспорта подали, получили отметки — и в путь. И так легко эту границу проходим уже не в первый раз. Одна из самых любимых границ.
Что интересно, на турецком побережье Черного моря особо не принято купаться, но зато почти везде вдоль дороги сушат фундук. Прям расстилают безразмерные клеёнки по пирсу, рассыпают десятки квадратных метров фундука и перетряхивают его лопатой или граблями, стоя в нем же или на нем же босиком. И такая картина сопровождала нас десятки километров.
Почти весь день провели в пути, а на ночлег встали за Трабзоном, в маленьком городке. Поплавать не удалось и тут. Снова дождь и волны. Но хоть шторма не было, и на том спасибо. Так что смогли только погулять на пустынном пляже и подышать морским воздухом.
Все-таки, на Черном море уже не сезон. Ну, да и ладно.
День 10 (08.09.2019)
Здорово просыпаться, когда за окном море. Даже если на улице не совсем хорошая погода, а находишься ты в мелком городке Гиресун.
И хотя на улице немного дождило, а на море были видны волны, сразу после завтрака мы побежали на мокрый пустынный пляж и немного искупались перед отъездом.
Почти весь этот день ехали от моря вглубь страны, по направлению к Каппадокии, на юг. Дорога отличная, по две полосы в каждую сторону, пролегала через 2 перевала по 2000+ м, но прошли мы их легко.
Местами, правда, спуск был крутоват, но если не гнать, то проблем нет. Хотя одну машинку-перевертыш мы все же видели.
Неприятная особенность этой дороги — много длинных плавных поворотов, дорога напоминает синусоиду. В итоге Макса, который решил почитать в дороге, там же и укачало. Журнал пришлось выкинуть, зато больше он в эту поездку на перевалах не читал.
Красивых мест, тут немало.
Есть утонувшие мосты
Зато эта дорога вела прямо в Каппадокию — место весьма живописное, с интересной историей, которое мы уже подробно осматривали в 2017 году.
Если вкратце, то давным-давно тут извергался один очень деятельный вулкан, засыпав много кв. км вокруг себя пеплом. Получилась некая порода вроде туфа, которая легко выветривается и легко подвергается воздействию человека. Со временем стали селиться гонимые мусульманами христиане, выдалбливая пещеры, дома и даже целые города в скалах.
Там, в заповеднике под открытым небом в Гёреме есть не только большое количество домов в скалах (как брошенных / обвалившиеся, так и переделанных под отели), но и даже церкви с росписями. У икон, правда, выцарапаны все глаза, но турки уверяют, что разборки между мусульманами и христианами тут не при чем, во всем виновато безжалостное время и хрупкая горная порода.
Тут же поблизости находится крепость Учхисар, также выдолбленная внутри огромной горы.
А рядом с Гёреме есть целые подземные города. Например, Деренкуй или Каймаклы. Их тут, по слухам, десятки, и они вроде были соединены подземными тоннелями, но это не точно, потому что раскопки ещё ведутся.
Пару лет назад мы были в Деренкуй. Тот город уходит на 8 этажей вниз, и ещё сколько-то этажей не раскопано. Город даже имеет специальные воздуховодные колодцы, так что на нижних этажах не душно. Находиться там даже при электрическом освещении жутковато, а как представишь, что раньше были только факелы и костры, становится и вовсе не по себе.
Кроме того, тут есть так называемая долина Любви, где горная порода выветрились, образовав какие-то причудливые каменные столбы с небольшим расширением наверху. Долину так прозвали, видимо, за сходство этих столбов с фаллическим символом. В любом случае, зрелище интересное.
Но это все это мы осматривали в прошлый раз, а сейчас наша цель — шары! Когда мы были тут в 2017 году, погода была нелетная, и несколько дней не было стартов шаров. Именно это зрелище мы и хотим увидеть сейчас.
К сумеркам добрались до Гёреме. Заселились в пещеру — отель и сгоняли в город на разведку.
Гереме является сердцем Каппадокии. Все туристические офисы, рестораны, гиды, сувенирные лавки и почти все отели находятся здесь. Особая фишка местных отелей — пещерные номера. И хотя часть из них действительно выбита в горной породе, многие отели подделывают свои интерьеры под камень, чтоб казалось, что ты спишь в пещере. Год назад нам удалось остановиться в истинно пещерном отеле, выбитом в отдельно стоящей скале. В этом году мы смогли подобрать только полу-подвальное помещение, и было сложно понять, действительно ли отель углубился в горную породу или это натащили камней, чтоб оформить интерьер.
Первое, что бросилось в глаза — ужасное засилье китайских туристов. Они везде. Буквально везде. Еще год-два назад такого не было. Как результат, мы имеем забитые и подорожавшие отели, сильно упавшее качество еды в местных заведениях, а еще жутко взлетевшие ценники на полеты на шарах. Если пару лет назад нам предлагали полетать за 80$, то сейчас ценник стартует от 180 евро, и на ближайшие три — четыре дня все распродано. Минимальная цена, которую нам предложили, была 140 евро с человека, если брать дня за 4-5. На семью получается от 560 евро. Вот можно считать нас после этого жмотами, но мы не решились в начале поездки отдать такую сумму за то, чтобы с 20-30 китайцами в одной корзине полететь над Каппадокией.
Турки, к слову, моментально переориентировались на такой поток туристов из Поднебесной, и повсеместно появились вывески с иероглифами, красные фонарики, а некоторые мороженщики даже выучили с десяток слов на китайском.
В общем, вместо полетов мы вызнали, откуда и во сколько шары стартуют, и куда они приземляются, отметили эти точки в навигаторе и пошли спать, поставив будильник часов на 5 утра, ведь полеты начинаются на рассвете, а нам надо еще успеть добраться до смотровой.
День 11 (09.09.2019)
Шары. Шары!!! Сотни ШАРОВ! Побольше и поменьше, разных расцветок и разной вместительности, они сначала постепенно наполнялись горячим воздухом, приподнимаясь над землей, а потом один за другим взмыли в небо на фоне занимающего рассвета и гор! Одни сразу взлетают высоко-высоко, и летят поверху до самого финиша. Другие, напротив, скребутся по самой земле, лавируя между домами и скалами, пугая туристов и показывая им достопримечательности вблизи.
А шары все взлетают и взлетают, и кажется, что им занято все небо, но все новые и новые наполняются горячим воздухом и медленно расправляясь, отрываются от земли
Примерно с этого началось утро. А точнее, ночь. Шары взлетают на рассвете от музея под открытым небом, и летят к Долине Любви. Соответственно, для просмотра полета лучше выбирать место и где-то в районе одной из точек, и быть на месте около 5:00-5:30.
Сам полет шаров мы посмотрели сразу с двух точек: на взлете, и на посадке. Это преимущество путешествия на машине)
Работают очень чётко. Каждый шар обслуживают две машины: та, что везёт сам шар, и та, что везёт его пассажиров. Затем эта армада шаров располагается в долине, и с первыми отблесками рассвета дружно начинает надуваться, и по мере наполнения баллонов, шары взлетают.
Когда все шары улетели, мы переехали в Долину Любви. По пути нам приходилось лавировать между теми же машинами, что привезли туристов и шары — теперь они ехали их забирать.
Здесь же, в Долине, есть и другое развлечение: народ арендует кабриолеты (почему-то именно их и только их), и фотографируется на краю долины на фоне летящих шаров.
Посадка нам понравилась меньше, потому что вся долина накрыта облаком пыли, поднятой колесами машин, обслуживающих полеты.
На обратном пути к отелю мы заскочили к крепости Учхисар, и в отель вернулись аккурат к завтраку. Такое вот у нас получилось длинное утро.
После еды мы задерживаться не стали. Наша миссия здесь выполнена, так что мы помахали ручкой отелю и поехали к средиземноморскому побережью, где внезапно оказалась запланирована еще одна длительная остановка.
Дело в том, что наш маршрут был примерно спланирован по дням еще до старта, и на Каппадокию в этот раз мы закладывали пару-тройку дней на случай нелетной погоды, чтоб точно не пропустить шары. Но поскольку увидели все, что хотели, в первое же утро, было принято решение не зависать в середине страны, а продвинуться на юг, к морю, и провести эти пару освободившихся дней на пляже, чтобы дети могли наплескаться в море.
Путевки в отель пришлось покупать уже ночью накануне полета шаров и выбирать из того, что осталось. А осталось в разгар бархатного сезона там буквально несколько отелей, готовых принять нас не пакетным туром, просто через бронь комнаты, через 10 часов от момента заказа. Выбор свой мы остановили на средней трешке, с типа-своим пляжем через дорогу от отеля, и бассейном с аквагоркой, которую включали на пару часов в день. Но мы люди неприхотливые, на три ночи нас это вполне устроило. Море есть, бассейн есть, даже три раза в день кормят — этого достаточно. Главное, что погода балует.
Так что в этот день мы заселились в отель, и даже успели искупаться в море еще до ужина
День 12-14 (10-12.09.2019)
Три ночи мы провели в небольшом трехзвезднике на побережье. Дети успели выполнить всю классическую пляжную программу: покидать камушки в море, построить замок из песка, наплаваться и сгореть. Настя не сильно, а Макс обгорел так, что последний день выходил на солнце только в футболке, а позднее и вовсе капитально облез. Зато он наконец-то начал плавать без жилета. В общем, научился парень плавать хоть немного.
На 14й день нашего путешествия настало время двигаться дальше. Вечером нас ждал ранее запланированный паром на Кипр.
Но поскольку паром отбывает ближе к полуночи, а проехать нужно всего 300 км, то сразу после отъезда, в пути, мы стали просматривать навигатор на предмет, куда зарулить и убить немного времени. И он предложил нам заскочить в пещеры Gilindire Aynaligöl Mağarasi. «Ну, лаааадно», подумали мы. Съезд с трассы всего километра 3, не страшно.
На входе в сторону пещеры мужик затребовал с нас 12 лир. На наш вопрос, пещера ли там и что мы вообще у него покупаем, он снова показал 12 на калькуляторе. Диалог в духе «cave?» — «yes, лира!» был не конструктивен. Сумма копеечная и не стоит дебатов. Отдали деньги, пошли по тропинке, которая вскоре перешла в винтовую лестницу на несколько пролетов вниз, где открывалась небольшая лазейка в пещеру.
Уж сколько мы видели пещер, ТАКОГО мы ещё не видели. То ли сказочный лес, то ли каменный замок, то ли декорации в гномьим копям мира Толкиена.
Новые захватывающие дух пейзажи за каждым поворотом. А в конце дороги, тому, кто дополз, открывается обалденный вид на подземное озеро.
Фотографировать, конечно, запрещено, но все на это дружно забили и, почти не таясь друг от друга, снимают кто на что. Интересно, что про эту пещеру на курортном побережье никто не знает. Уж больно далеко везти туристов, ещё и по серпантину.
В Силифке в итоге мы прибыли около 18 часов. Посадочные талоны получили достаточно оперативно, и тут же нас заверили, что буквально через час начнется запуск в порт, проверка и досмотр. Ну ок, зашли в кафе, перекусили, и ровно через час пришли к воротам порта. Но нам на фиговом английском, а, по большей части, на пальцах, объяснили, что запускать начнут не сейчас, а еще через 3 часа, в 22:30, а сейчас, дорогие гости, чешите на парковку и курите бамбук. Так что пришлось нам выбрать лавочку поблизости, и созерцать с нее залив: вот плавают кораблики, а там мужики собирают вылезших погреться на камнях крабиков, а вот на соседней лавочке старается не умереть от скуки группа таких же ожидающих.
Однако спустя час наша медитация была грубо прервана командой на посадку. Загнали машину поближе к трапу, встали у входа на паспортный контроль… и все.
Теперь оставшееся время мы все так же ждали, но уже в толпе без конца курящих кипро-турков и стоя, потому что лавочек не было. Зато приплыл наш паром. Точнее, это была списанная со всех флотов, наверное, полувековой давности постройки посудина с гордым именем «Бешпармак». Этаж для грузовиков, этаж для легковых, этаж для людей (общий зал с креслами, как в самолёте). Кают корабль не имеет.
Через полтора часа ожидания нас, наконец, запустили. Вооружившись спальниками, мы заняли несколько кресел, зарылись в мешки и приготовились плыть следующие 6 часов в сторону Кипра. Отстал только Сережа, который загонял машину на паром и у которого вылезла проблема: иностранной машине должны были оформить прохождение таможенного контроля. Местным этого не надо. А нашу машину забыли досмотреть, и печать тоже не поставили. А теперь отказывают в посадке. И разводят руками, мол, не знаем, где таможенник, ждите. А до отплытия по расписанию около 10 минут.
Пришлось перегородить въезд на паром, заглушить машину и сказать, «Баста карапузики! Иду искать того, кто поставит печать». Таможенник нашелся сразу, печать поставил, хотя машину так и не осмотрел.
Наш переезд был ночным, и эта ночь была не из самых простых. Дети просто легли поперек рядов кресел в спальники, и уснули, не дожидаясь отплытия. И так продрыхли до самого прибытия. Нам, взрослым, осталось по одному креслу в ряду возле детей, так что спать пришлось полусидя. Многие турки пытались лечь, но капитан бегал по рядам и ругался, что лежать нельзя, только сидеть, и даже будил тех, кто уже улегся. Детей, правда, не трогал.
Народ кряхтел, вставал, дожидался ухода капитана, и ложился снова. В итоге, в 01:00 погасили свет, все легли поперек кресел, кому не хватило ряда кресел, на пол в проходе.
По расписанию мы должны были отплыть в 23:35, и плыть 6 часов. Но отплытие были задержано на пару-тройку часов, поэтому и прибыть по расписанию мы не смогли.
В момент отплытия нас это не волновало. Мы были так утомлены длинным днем с прогулками в пещере, ожиданием парома, длинной посадкой, что просто угнездились кое-как в креслах и уснули.
День 15 (13.09.2019)
Если вкратце о паромном сообщении между Турцией и северным Кипром, то тут есть две основные компании, и по одному парому у каждой. Плавают паромы не каждый день, и как минимум один из них (filo denizcilic) не имеет кают. У другой компании (akgünler denizcilic) корабль вроде с каютами, но не факт.
Плыть из Силифке в Гирне (Кирения) около 6 часов. Рейсы бывают ночными и дневными, в зависимости от расписания.
Пассажиры автомобиля проходят через паспортный контроль пешком. Водитель автомобиля должен сперва отогнать машину на причал, а потом вернуться к своим пассажирам, и с ними переходить контроль. После этого все снова разделяются. Пассажиры идут на посадку, а водитель должен вернуться к машине, и загнать ее на палубу.
Спят все пассажиры вместе, в сидячем салоне. Кресла, конечно, мягкие и откидываются, но все равно это не очень удобно.
Можно оставаться спать и в машине, поскольку она находится на открытой палубе. Надо просто приоткрыть окна, и все. Но по факту на этой палубе такой шум от десяти дизельных двигателей, что уши закладывает. По прибытию кордебалет повторяется: надо быстро попасть на паспортный контроль, ибо народу много и очереди жуткие. При этом Северный Кипр не признан, поэтому если нет желания портить паспорт их отметкой, то можно попросить поставить штамп на отдельном листочке.
С отметкой паспортного контроля нужно пройти на оформление страховки. Страховку выдает та компания, с которой ты приплыл, так что искать надо будку с тем же названием, и надписями ordino&sigorta. В нашем случае она была перед входом в здание с паспортным контролем, то есть нужно достоять свою очередь, пройти контроль, развернуться снова в зал с очередью и выйти из здания. Но можно и в обратном порядке — страховка, потом паспортный контроль.
Страховка делается минимум на месяц. Там же нужно оформить регистрационную форму на машину (yellow paper), и вот ее очень важно потом не потерять и сохранить до обратного рейса. Нам это обошлось в 200 лир (страховка + регистрационная форма на машину). Карту для оплаты тоже были готовы принять
Отплыли накануне мы с серьезным опозданием — часа на 3 позже. Соответственно, пришвартовались мы тоже примерно на 2 часа позже. Еще по прибытию мы видели, как возле причала трётся подводная лодка. А позже мы узнали, что накануне на Кипре, как раз в районе пункта нашего прибытия, ночью прогремела серия взрывов на военном объекте. Пожар не могли потушить около 5 часов, и из-за этого была закрыта навигация. Собственно, из-за этого мы и не отплывали из Турции накануне. И турецкая подводная лодка крутилась там по той же причине. Иногда кажется, что всякого рода приключения сами крутятся рядом с нами, даже если их не ищешь.
В общем, примерно полтора заняли все формальности. И все, мы на Кипре!!!! Точнее, на его Северной части.
Веселье на Кипре началось с того, что нам пришлось перестроиться на левостороннее движение. Первые минут 30 мы вздрагивали и подтупливали на кольцах (по часовой стрелке) и перекрестках, а потом привыкли. Особенно радовали местные порядки: машины, сдаваемые напрокат приезжим, имеют ярко-красные номерные знаки. Видимо, чтоб местные сразу видели потенциальную опасность и были готовы уворачиваться.
Первую достопримечательность, Киринейскую крепость, мы увидели ещё с парома, и оставили её осмотр на обратную дорогу, а сами поехали к Черепашьему пляжу. Но, т.к был день, то черепах не было. Зато нам объяснили, чтобы посмотреть черепах, нужно зарегистрироваться на сайте или через Фейсбук, и приехать сюда ночью в составе организованной группы, не более 30 человек. Самим ночью приехать нельзя, потому что пляж закрыт. Да и вообще, черепахи сейчас на берег уже не выходят, потому что яйца отложили. Зато теперь по вечерам, с 20:00 до 20:30 можно поучаствовать в выпуске вылупившихся черепашат. Если кто-то вылупится в тот день, на который вы запишитесь. Но бывает и так, что люди запишутся, приедут — а никто не вылупился. Решили пока визит сюда отложить и обдумать.
Поскольку отплывать обратно нам так же предстояло, с Северного Кипра, то оставшиеся его достопримечательности мы решили оставить на обратную дорогу.
А сейчас надо срочно проверить, работают ли наши визы на Южный Кипр. Поэтому погнали в Никосию — город, разделенный на 2 части между Севером и Югом, как Косовская Митровица в Косово. К счастью, границу прошли легко и непринужденно.
Сотрудница мельком взглянула на нац. визу, а машину даже не попросили открыть. Визы толком даже никто и не смотрел. Правда, сделали бумагу на машину, которую при выезде надо сдать на таможне (забегая вперед, никто ее не забрал на обратном пути, хоть мы и попытались отдать).
Затем ещё немного покрутились по Никосии, посмотрели крепостные стены,
зоны разграничения, немного прогулялись.
Далее в Ларнаку. Там посмотрели акведук,
собор святого Лазаря.
Да, Кипр маленький и расстояния смешные. Только разогнался — и уже на месте.
К тому моменту, когда солнце уже не просто грело, а пыталось убить все вокруг, мы спрятались в отель и пересидели самый ужас у бассейна.
Ближе к закату выдвинулись в сторону озера Ларнака. По слухам, туда прилетают множество фламинго, правда, много их только зимой.
Так и оказалось. Фламинго и правда были, но не много. И расположилась стая на отмели посреди озера, так что с берега их можно было рассмотреть только в бинокль, а сфотографировать и вовсе не получилось.
Мы попробовали подобраться к ним с трёх разных сторон озера, но ближе они не стали.
День 16 (14.09.2019)
Утро провели в бассейне и выдвинулись на запад в Лимассол, по пути посетив Губернаторский пляж с белоснежными скалами и черным песком.
В Лимассольском замке у детей проснулся дух исследователей, они носились по залам и сыпали вопросами, залезли в подвал и даже на крышу.
Потом проехали к соленому Лимассольскому озеру, которое находится на территории RAD Akrotiri (подконтрольна Британии). Здесь, по слухам, фламинго ещё больше. Мы действительно нашли их тут даже днём, но тоже довольно далеко от берега. Снова спасибо биноклю. Фотографии, к сожалению, не получились, а дальше вокруг озера нас не пропустили — в какой-то момент проезд дальше стал возможен только для британских военных или при наличии пропуска. Пришлось развернуться. Зато насмотрелись на всякие антенны, военные сооружения, аэродром и британские флаги.
Покрутились там немного и поехали дальше.
Рядом с озером находятся замок Колосси и античный город Курион. А в окрестностях ещё можно поискать всякие руины, например, древний стадион или храм Аполлона. Но жизнь их порядочно потрепала. Все эти точки мы отметили заранее и, будучи на своей машине, успели быстро осмотреть их все.
Накатавшись там, взяли курс на Пафос, по пути заехав к Камню Афродиты. По слухам, именно тут она родилась из пены морской. Ну и виды тут, конечно, потрясающие. Хотя купаться именно тут гораздо менее удобно. Все же побережье Кипра имеет множество гораздо более оборудованных пляжей.
Когда оказались в Пафосе, жара уже начала спадать, так что мы спокойно прогулялись по набережной, поели потрясающе вкусное мягкое мороженое,
посмотрели замок,
руины старого города и древнего храма.
Здесь же, чуть вдали от туристических троп, нашли уютное кафе с потрясающей кухней и огромной толпой кошек, которых дети с удовольствием кормили тем, что не доели сами.
На обратном пути, уже на закате, снова заехали уже к другим британским военным, посмотрели поближе их военный городок. На саму военную базу, а также к месту проживания военных нас, понятное дело, не пустили. Но надо сказать, что у британцев тут несколько деревень, с домиками для служащих, магазинами, дорожками… Целый город, только за широким забором с колючей проволокой. Проехать внутрь не получилось, на КП вежливо, но настойчиво разворачивают обратно, не давая проехать насквозь даже транзитом, до параллельной трассы.
Хоть от Ларнаки до Пафоса и недалеко, вернулись в отель уже ночью.
День 17 (15.09.2019)
Утром, до жары, мы успели сходить поплавать: девочки в бассейн, мальчики на море) море тут, к слову, гораздо симпатичнее турецкого. Теплее, чище, приятного зелено-голубого цвета. Плавают рыбки, лежат морские звезды. Купаться одно удовольствие. Правда Настя решила обойтись бассейном.
Когда воздух стал прогреваться до некомфортных температур, мы уже накупались, переоделись, залезли в машину под кондиционер и отправились к Айя-Напе — курорту, где отдыхает много наших соотечественников. Пожалуй, Напу даже можно назвать кипрским филиалом России, настолько тут много русских. Все вывески на русском, на гастроли приезжают наши шоумены. В общем, эдакий филиал родины на острове в Средиземном океане.
Покрутившись по городку, от него мы проскочили до Мыса Греко, где расположено много смотровых площадок с видами на заливы и бухты с потрясающе лазурной водой на фоне скал. Сюда приплывают яхты, и люди с них ныряют в лазурное море.
Погуляв по Кабо Греко, мы стали постепенно продвигаться обратно, на Северный Кипр, но уже не по центру острова, а по его восточному краю. На границе Южного и Северного Кипра, на выезде с греческой стороны у нас возник небольшой затык из серии «вы приехали с оккупированной территории, а мы ее не признаем, поэтому вы как бы нелегально приехали на Южный Кипр. Нехорошо, ай-яй-яй, больше так не делайте». Но пропустили без сложностей, и даже не забрали бумажку для таможни о ввозе машины.
Сразу за переходом начинался большой курортный закрытый город Вароша (теперь квартал города Фамагуста), который был, покинут и частично разрушен в ходе войны 45 лет назад. Сейчас он по периметру затянут колючкой, тут нельзя фотографировать и гулять,
могут оштрафовать на 1000 лир и посадить на четверо суток. Но если никто не увидит, как ты фотографируешь, то ничего страшного не случится. Хотя были случаи, когда наших соотечественников ловили и они отсиживали положенный срок.
С берега город выглядит вполне неплохо, но при просмотре через бинокль видно, что дома стоят без окон, а людей на улицах нет. При этом половина города вполне себе жилая, тут есть даже населенные туристами отели, и люди отдыхают прямо бок о бок с разрушенными зданиями.
Конечно, шезлонги и гуляющие туристы на фоне разрушенных строений и простреленных стен выглядят неоднозначно, но ради интереса заехать сюда, конечно же, стоило.
От Фамагусты мы проскочили до древнего города Salamis, где есть хорошо сохранившийся амфитеатр.
Погулять по нему, правда, толком не удалось. Сначала Настя отказалась идти и захотела отдохнуть в машине, а потом и вовсе налетела гроза, прогнавшая нас из древнего городка.
Но какой-то древний камушек Макс там все же успел подобрать на память.
Остаток дня мы провели в клубном отеле возле Гирне, в бассейне с аквагорками и видом на море и горы. А утром нас ждёт чудовищный Бешпармак — паром с Кипра обратно в Турцию.
День 18 (16.09.2019)
Основная цель дня — вернуться в Турцию, ведь именно на этот день у нас были обратные билета на ро-ро Бешпармак. Но это только днём. А значит, до 10:30 мы могли свободно плескаться в бассейне и местном аквапарке.
Отплытие запланировано на 14:00, но уже к 11:00 было велено явиться в порт. Мы быстренько получили свои билеты и нас снова отправили гулять на пару часов, до посадки на борт. В этот раз мы решили не тосковать в порту, а уехали гулять по Киринейской крепости, которая представляет собой весьма неплохо сохранившееся сооружение, с видом на море.
С ее стен можно было даже видеть наш корабль. Внутри крепости уцелели, по сути, только внешние стены и постройки в них, но сохранились они хорошо. Для входа внутрь потребуется еще билет. Нам на семью вышло 24 лиры.
Сама погрузка на корабль была на удивление гораздо более организованная и спокойная, чем в первый раз. За полчаса мы прошли все этапы контроля, загнали машину и расположились в салоне. И даже отплыли почти в срок.
Дорога, конечно, была долгая. Средняя скорость Бешпармака едва достигала 20км/ч, так что это были ну очень унылые 7 часов, которые немного скрашивали индийские фильмы в турецкой озвучке. Учитывая, что переезд был дневным, «сокращение» пути за счет долгого сна отпадало. Даже если бы очень захотелось поспать, это было бы сложно сделать из-за галдящих толп. Зато Макс облазил весь корабль сверху донизу, изучив двигатели, грузовые и транспортные отсеки, палубы и капитанский мостик, все находится в прямом доступе и не закрывается.
Приплыли в Турцию уже к ночи, и вот при выгрузке начался цирк. Пешеходы прошли легко, но водитель должен был сначала выгнать машину за пределы паспортного контроля, и пройти его «задом наперед», то есть вернуться на него как бы с улицы. После чего машину начинают основательно перетрясать. Дело в том, что местные прут с Кипра табак и алкоголь в промышленных масштабах. И нам ну никак не могли поверить, что мы сгоняли на Кипр и вернулись порожняком. Ну да, мы, русские, обычно сигаретами таримся именно на Кипре. Даже машину специально с Урала гоним. В общем, полчаса жизни долой.
До ночлега проскочили ещё 150 км на северо-восток, в город Адана. По пути встретились пара забавных вещиц, например, светофор, у которого не только горит зеленая и красная лампочка, но и диодной лентой подсвечивается сам столб нужным цветом. По сути, на перекрестке стоит эдакая полу-арочка красного или зеленого цвета — сложно не заметить.
- Часть 1. Россия, Грузия, Турция, ТРСК, Кипр
- Часть 2. Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан
- Часть 3. Иран
- Часть 4. Азербайджан, Россия