Автор: Иринка & ZserG
Рассказ с картами:
Вводная:
Были в 2х странах: Россия, Абхазия
Видели три моря: Каспийское, Черное, Азовское
Опускались в Прикаспийскую низменность, поднимались на Эльбрус
Прошли Кавказ от Махачкалы до Тамани
Маршрут:
Челябинск — Уфа – Самара – Тольятти – Саратов – Сызрань – Волгоград – Астрахань – Махачкала – Хасавьюрт – Гудермес – Аргун – Грозный – Беслан – Нальчик – Эльбрус –Пятигорск – Мин Воды – Ессентуки – Кисловодск – Майкоп – Туапсе – Сочи – Гагра – Новый Афон – Сухум – оз. Рица – Сочи – Туапсе – Геленджик – Новороссийск – Тамань – Волгоград – Саратов – Самара –Уфа – Челябинск
Пробег: 9500 км
Мотоцикл съел 6 литров масла.
Иринка – автор отчета и по совместительству любимая
ТДМ, TDM, тыгыдым – Yamaha TDM 850-2 – мой мотоцикл
Распределение скоростей и статистика
Идея поездки начала вынашиваться ещё зимой. Разрабатывался маршрут, обсуждались детали поездки. Несколько раз план поездки пересматривался, пару раз вообще вся идея оказывалась под угрозой срыва. И, наконец, с наступлением лета началась полномасштабная подготовка к поездке. Одна из главных проблем заключалась в том, что нас должно было поехать двое на одном мотоцикле, а значит, надо было в кратчайшие сроки найти 2 вместительных боковых кофра. Как мы их получили – это отдельная долгая и запутанная история. Кроме того, был установлен переключатель принудительного охлаждения, прикуриватель и USB-зарядник, заброшенный под сидение…
Огромное спасибо Виталику, Паше и Ураловоду за подготовку мотоцикла. Сколько дней и сил было замучено на его подготовку представляю только я, а прочувствовал на себе Виталик.
Наконец, за два дня до назначенной даты выезда мотоцикл был готов. Новенькие сумки были закреплены на специально сваренных для них рамках, а весь пластик был «забронирован» специальной плёнкой для защиты автомобилей. Осталось сложить вещи, и вперёд, на поиски приключений))
За день до отъезда выяснили, что в то же время и в том же направлении выдвигается Никос с товарищем из Екатеринбурга. Созвонились, решили объединить усилия. Никос сказал, что выедет рано утром, мы же настроились на выезд в районе полудня. Думали, под Зюраткулем их нагоним.
Накануне отъезда сложили все необходимые вещи, и, совершенно не понимая, как это всё уместится на одном Тыгыдыме, легли спать. Закрепить вещи на мотоцикле было решено наутро.
04.07.2009
Карта , распределение скоростей и статистика
В первый день встали, как выспались, неспешно позавтракали, закрепили вещи на Тыгыдыме (до сих пор удивляюсь, как же все они на него поместились?) и около 14.00 по местному выехали. В это время пришла смс от Никоса, что они уже на Зюраткуле. Мда, подзадержались мы. Догоним ли теперь?
Груженный Тыгыдым с пассажиром оказался неожиданно тяжёлым, поэтому первые манёвры стоили повышенных усилий. Он был похож на навьюченное животное, а когда на него села Иринка и мы поехали, я понял что тренажер для накачки мышц на 2 недели мне обеспечен.
До Симского перевала долетели на одном дыхании. На самом перевале оказался ремонт дороги, поэтому движение по мостам регулировалось светофором. В связи с этим в обе стороны от моста скопились серьёзные пробки. Обходим всё это, насколько позволяет ширина кофров и наглость водителя (с полностью разложенными кофрами Тыгыдым по своей ширине соответствовал ширине Оки). И вот уже Башкирия. А где же ее лютые гаишники – невидать? Нету их и все. Едем шустренько и упираемся в машину ДПС. Скорость за 100,обгонять как-то неудобно, пристраиваюсь прямо за ними и начинаю мозолить глаза. ГАйцам это надоедает, разгоняются пытаются уйти )),куда там :-). Едем 150. Доезжаем до харчевни у Ахмеда. Останавливаюсь. Гайцы подъезжают и начинают разговор про превышение, хотели штраф за него выписать, да не получилось. Выписали за не работающую фару.
Там же, под Уфой, получили сообщение от Никоса, что они ждут нас в Октябрьском, км в 100 от Уфы. Перекусили и поехали дальше. Дорога там отличная, хороший асфальт, несколько полос в каждую сторону, так что долетели быстро. Местами полет шел на скорости за 180. Там же и поставили рекорд по GPS 180 км/ч.
Пока ехали, услышали в Тыгыдыме странный брякающий звук, который было слышно только на кочках. Чтоб понять, откуда звук, на радость всей толпе, Тыгыдым несколько раз прыгнул с асфальта в сторону ближайшего кафе. Выяснили, что звук раздаётся откуда из-под пластика морды – отвалился блок ксенона, так что всю поездку у нас был ближний свет до первой кочки, обидно – но не смертельно.
Там же, в Октябрьском, было решено заночевать. Никос и Александр сняли там домик в частном секторе. Мы планировали уехать немного дальше, но поддавшись на уговоры Никоса, остались с ними.
05.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
В этот день проснулись по будильнику. Всю ночь шёл дождь, да и утреннее небо не сулило ясного дня и хорошей погоды. Оделись потеплее и в 7.30 выехали. Путь лежал на выезд из Башкирии, через Татарстан в Самарскую область.
Сразу за Октябрьским есть мост через реку Ик, который Александр называет «самым долгим мостом», т.к. сразу за ним начинается Татарстан, а там уже московское время. И если заехать на него со стороны Татарстана, то в Башкирии с него съедешь на два часа позже из-за разницы часовых поясов.
В Татарстане удивило большое количество нефтяных скважин – по обе стороны дороги, в зоне прямой видимости находятся десятки точек по добыче нефти. И практически все – действующие.
Пока ехали, рассвело и спустился туман. Видимость заметно ухудшилась, а спустя какое-то время туман «выпал» на шлем.
Не доезжая 100 км до Самары решили остановиться, чтоб заправиться и позавтракать. Этот участок дороги был достаточно неплохой, только местами встречались части ремонтируемой дороги.
По дороге в Самару встретили монстра мотоциклавождения, им оказался парень из Магнитогорска, который ехал в Севастополь на 50ти летнем BMW, в военной каске и без очков на глазах. Красные от ветра глаза убеждали меня в том, что монстры уже среди нас.
В Самаре нас встретил приятель Александра. Дальше наши дороги с Никосом и Александром расходились: парни поехали в Саратов, ну а мы хотели сперва осмотреть Самару и Тольятти. Приятель Александра вызвался быть нашим провожатым. План осмотра Самары был составлен заранее, так что ему оставалось только показать нам дорогу. Мы съездили к бункеру Сталина (который, к сожалению, оказался закрыт по случаю выходного дня). А теперь представьте – едите вы по городу никого не трогаете и тут бац – среди панельных десятиэтажек самая настоящая ракета. Огромная же она, этажей с 15ть наверное будет. Пофотографировались с ней и поехали дальше, немного прогуляться недалеко от набережной. Пока ездили, у Иринки отвалилось одно из трёх креплений на наколеннике. Вот только найти мастерскую ремонту не удалось. Так до конца поездки наколенник и не был отремонтирован – то забывали, то мастерских под рукой не было.
После экскурсии по Самаре нас проводили на выезд из города в сторону Тольятти. В том же направлении находилась вертолётная площадка, которая теперь функционирует как обзорная. С неё открывается совершенно потрясающий вид на Самару, Жигулёвские горы и Волгу. Волга это вам не хухры мухры. С горы смотришь вроде не такая и большая. Начинаем через бинокль смотреть на маленькие точки, а это совсем и не точки, а катера или машины.
Быть в Самаре и не съесть шоколадку – грех – решили мы, и Иринка добыла на заправке плитку самарского шоколада. Решив употребить ее мы обнаружили что-то белое, хотя шоколад обещался черный. Оказалось что шоколадке пол года и она уже в белых тапочках.
Дальше наш путь лежал в музей Автоваза – в город Тольятти. От Самары до Тольятти около 80-100 км. Заехав в Тольятти мы поняли – корень зла тут! Прям на въезде нас встретил значок «Лада» (кораблик) на огромном постаменте. Везде продаются калины и приоры. По городу развешаны указатели на проходные завода.
Нашли музей АвтоВАЗА. Сразу скажу, изделий этого завода там обнаружено не было. Зато была обнаружена настоящая подводная лодка высотой с 3 этажа и длиной в кучу метров. Эту лодку доставили сюда по Волге из Крондштата, а потом тащили музейными тягачами 5ть км по земле. Музей представляет из себя несколько футбольных полей забитых техникой начиная с тракторов и заканчивая самолетами. В нем есть катер на воздушной подушке, машина-пантон, куча тягачей, самолеты, вертолеты, локаторы, поезда, катюши, ракетницы, даже шасси лунохода есть. Всего экспонатов несколько тысяч, и расположены они на нескольких десятках гектаров.
С трудом вырвавшись из этого огромного музея выдвинулись в сторону Саратова. Однако в вопросе выбора пути до Саратова наше мнение и мнение Никоса разошлись. Они поехали через города Маркс и Энгельс, а мы выбрали параллельную дорогу, по другому берегу Волги, через Сызрань. Сызрань это – нечто – есть мнение что исходное название города было Засрань и это название кажется ближе к истине. Город представляет из себя деревню. Дороги обильно посыпаны песком. Указатели, как мне показалось находят самую запутанную дорогу. А в одном месте вообще привели нас к обваленной дороге сообщив что нам прямо, но прямо проезд закрыт т.к. дорога умерла. Наконец-то мы выехали из этого города.
На удивление асфальт на трассе оказался отличным. Несколько смущали встречавшиеся пару раз на обочинах разбитые в хлам творения АвтоВАЗа и не загруженность трассы. Остановились перекусить в придорожной кафэшке, оказались третьими посетителями за день. Кафэшки там смешные, домашние кружки, ложки т.д. Туалет в кустах, а мотоцикл невидаль.
Дальше трасса шла просто потрясающая, держать 140 было совсем не тяжело. Вся дорога проходит вдоль Волги. Красивые подъемы на холмы и спуски с них., не встретили ни одного ГАИшника.
К темноте всё же успели доехать до Саратова, съехали на пару км с трассы и там заночевали. Сил искать какое-то более подходящее место не было.
06.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
Ночью заморосил дождь. Мелкий и нудный, он не прекращался до самого утра. Опасаясь, что дорогу развезёт окончательно, быстренько собрались и двинулись в сторону трассы. По траве Тыгыдым шёл относительно неплохо. Пока не доехал до просёлка. Поняв что двоих он по этой каке он не увезет я отправил Иринку вперед к трассе, а сам планировал на легке добраться тудаже. Проехал пару метров. Плохо едет – колеса слики, скатываюсь к канаве. Каждый метр дается ну очень тяжело. Останавливаюсь – смотрю – екарный бабай – еще бы не тяжело – TDM зарылся по глушители, а вокруг никого – Иринка уже километра 1.5 прошла. Делать нечего – с трудом выбираюсь из этот жижи в другую жижу. Пробую ехать дальше – едем, но как-то переднее колесо совсем не рулится, а смотрит кудато влево. Появляется Иринка, доводит до моего сведения, что заднее колесо увеличилось в диаметре на несколько см за счёт налипшей грязи, а набившая под переднее крыло грязь заблокировала его, и Тыгыдым скользит на нём, как на лыже.
Остановился, героическим трудом Иринка отскоблила колеса. На радостях пополз дальше. Прополз метров пять, колеса опять увеличились, переднее заблокировалось и я уронил мотоцикл на правый бок. Из раненого зверя полился антифриз, а осколки поворотника украшали картину. Надо поднимать, но нас двое. А вдвоем этого зверя нам поднять даже пустым не удавалось. Иду на поиски людей. Рядом с нами карьер, а за ним сторожка. Минут через десять нахожу там обитателя. Обрисовываю ситуацию идем к аппарату. Но т.к. 10 минут обходить карьер лениво, то берем катамаран и плывем на другой берег. Вот где-где а под Саратовым не ожидал прокататься на катамаране. Втроем поднимаем аппарат, приклеиваю поворотник. Абориген сообщает, что тут в грязь даже нива застревает. Оптимизма это не прибавляет, т.к. дождь обещают до вечера, но уже не так обидно что не проехал.
Было решено сползти на траву, и дальше двигаться по ней. Таким макаром медленно, но верно были преодолены ещё с полторы дюжины метров, а дальше трава кончилась – начался залитый жидкой грязью спуск к карьеру. Осталось только сидеть и ждать, пока дорога немного подсохнет. А до трассы по прежнему около 2х км. Спустя час, когда грязь на дороге перестала так сильно прилипать к подошве мотобот, решились на очередную попытку. На этот раз в несколько приёмов, с периодической доочисткой колес, удалось вытащить Тыгыдым на более-менее пригодную для езды дорогу. В общей сложности на преодоление этого участка пути у нас ушло около 4х часов. За это время грязь, забившаяся под крыло переднего колеса, которая к тому же оказалась глинистой, засохла, превратилась в камень и вскоре заблокировала его. Пришлось ковырять ножом. Все соскрести не удалось, но колесо снова смогло крутиться. Оставшиеся 19 км до Саратова преодолевали на «гуляющем» переднем колесе. Заехали на первую попавшуюся автомойку. Мойка мотоцикла заблокировала работу и автосервиса и автомойки. Наверное со стороны автомойщиков мы выглядели как 2 кучки грязи приехавшие на одной большой кучке. Отмыв мотоцикл принялись отмывать меня. Отмывали тем же керхером, другие средства эту гадость не брали.
В Саратове особо смотреть было нечего, поэтому развернулись и уехали в город Энгельс, чтоб пересечь огромный мост через р. Волгу. В Энгельсе нам удалось, наконец то, позавтракать (около 17.00 по Челябинску) и мы поехали дальше на второй мост через р. Волгу. Опять начался дождь.
Саратов – город писец. Водослив не работает, так что приходится стоять в луже в пробке, нюхая аромат от камаза. Пробки там везде. Один раз пересек перекресток на красный, чем обрадовал рядом стоящего гаишника. Тот приветливо махнул палочкой, а в глазах явно читалось – приветствую тебя мой благодетель, вот тебя-то я и ждал пол дня. Также приветливо моргнув ему поворотником, уехал в пробку, где правосудие меня догнать не сумело.
Выехали на трассу на Волгоград. Ландшафт серьёзно изменился. По обе стороны от дороги до горизонта простираются поля. И из-за этого появился серьёзный боковой ветер. Было сложно идти больше 90-110 км\ч .
На пути в Волгоград снова попались ГАИшникам. На этот раз за обгон фуры через сплошную в зоне ограничения скорости. Радостно кинувшийся к нам инспектор мысленно наверное уже покупал сапожки жене. Я согласно кивнул ему, включил поворотник, и как только ГАИшник сделал шаг в сторону, резко увеличил скорость и ушёл. Но то ли инспектор попался вредный или принципиальный, то ли делать им в этот вечер нечего было… В общем, на наши поиски отправили патрульную машину. Сперва машина проскочила мимо нас по встречке. После этого мы спокойно заправились, поболтали на заправке с подъехавшим восторженным свидетелем нашего фокуса с ГАИ и успели отъехать км на 30-40, и только после этого нас догнала патрульная машина. Упёрлась в едущий за нами автомобиль, включила «люстру» и стала сигналить. На нашем «счету» пересечение сплошной, превышение и неподчинение… Я решил. Буду стоять до конца ведь впереди Сталинград. Не сдаваться врагам. Через какое-то время у идущей за нами машины сдали нервы, и она остановилась. ГАИшник решив, что по темноте мы далеко не уйдем, решил что-нибудь поиметь и с этой машины, а мы поехали дальше. Решив, что если так и дальше пойдет, то лишусь я или прав или кровно заработанных, а также нервов. Быстренько заезжаем в ближайший кемпинг, прячем мотоцикл за бочки (благо уже стемнело), договариваемся с хозяевами о том, что «мотоцикл тут не проезжал» и отправляемся спокойно ужинать, наблюдая из окна, как по трассе туда-сюда шныряет патрульная машина, силясь найти пропавший мотоцикл. Как потом оказалось своим поведением мы сильно разозлили ГАИшников и мотоциклистам, которые ехали на следующий день неплохо досталось.
07.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
Проснулись в 100 км от Волгограда. От места ночёвки до самого города-героя ведёт достаточно жуткая дорога, с узкими полосками снятого асфальта, а местами и вовсе возникает ощущение, что едешь по многокилометровой гряде лежачих полицейских.
На подъезде к городу повсеместно торгуют дынями, арбузами, черешней, персиками, зеленью, а также сгущёнкой в полторашках. Город буквально утопает в зелени, народ ходит загорелый и очень легко одетый.
Заехали в ближайший сервис по автозвуку. Накануне вечером обнаружили, что из-за утренних купаний в грязи умер звуковой сигнал «сигнализации» мотоцикла. В соседнем магазинчике купили антифриз. Пока устанавливали новый «колокол» сигнализации, администратор салона, узнав, что дальше мы планируем ехать через Элисту на Дагестан и далее через Чечню, Ингушетию и т.д., счёл своим долгом рассказать нам про якобы повсеместно идущие там военные действия, предложив свой путь к Каспию. А именно, он предлагал ехать не на Элисту, а в Астрахань. Там де то же море, но ближе, и безопасней. И зачем только мы ему поверили?
Закончив с Тыгыдымом, оставили его у того же сервиса и отправились пешком на Мамаев курган. Этот мемориал представляет собой поистине масштабное и невероятно величественное сооружение, производящее невероятное впечатление. С каждой новой ступени при подъёме на курган к подножию Родины-Матери открываются новые и новые панорамы. То как из земли вырастает скульптура солдата, заслоняющего собой Родину-Мать, то справа и слева возникают стены разрушенных домов, с нацарапанными на них лозунгами тех лет. За небольшим водоёмом, по краям которого расставлены скульптуры солдат, матросов и партизан, идёт очередной подъем, за ним идёт вход в пещеру.
На выходе из пещеры находится огромная рука держащая факел – вечный огонь, зрелище потрясающее. Вечный огонь освещает огромный мемориальный зал, на стенах которого выложены фамилии всех погибших здесь воинов. И лишь на выходе из зала начинается подъём непосредственно к памятнику Родины-матери. Слева остаётся ещё один пруд, за которым расположена скульптура матери, оплакивающей тело сына. Сама статуя Родины-Матери потрясает воображение своими размерами. Кроме того, сверху открывается очень красивый вид на Волгу и город.
После Мамаева Кургана забрали мотоцикл, проехали на центральную набережную, и двинулись на выезд из города в сторону Астрахани.
Астраханская область довольно пустынная, на федеральной трассе почти нет городов и заправок. Зато очень хороший асфальт)). Очень интересное отношение к расстояниям. На вопрос далеко ли заправка – ответ – близко – 80 км. Дорога также идет вдоль Волги, но здесь она уже меньше. По дороге радуем очередного инспектора ДПС – идем 140. Машинки у этих инспекторов весьма интересные, им лет 20 не меньше. Битые стекла, нет части ручек, зеркал. Разговорились. Штраф 300р. Спросил что было, если бы не остановился. Ответ: гоняться не стали, но ежа растянули бы на следующем посту.
Километров через 100 останавливаемся на заправке, где встречаем скорпиона, шустрого, и как оказалось, ядовитого. Летим дальше – ведь впереди море. Снова радуем инспектора. Эти хитрее – они камеру за 2 км поставили и показывают мне мое же фото на мотоцикле. Разводят на лишение – скорость 140, отбалтываюсь погрешностью прибора и принципами работы радиолокации. Штраф 100р, квитанция на память.
Вот она Астрахань. А где же море? 2 часа на лодке и ты на море. Э не так не пойдет. А где ближайший спуск? В Лагани – только там море не соленое, а камыши до горизонта. Нет такое море нам не надо. А где нормальное море? В Дагестане в Махачкале.
Едем в сторону Дагестана. Вокруг интересная картина: высохшие соленые озера — осталась только корка соли на земле, куча мелких речушек-ериков и соленых озер, еще с водой. GPS показывает, что мы находимся ниже уровня моря. Темнеет. Пора искать место для ночлега, но с этим все глухо. Придорожных кафе нет, кемпингов нет и мотелей тоже нет. Дорога проходит мимо рек, то есть: справа одна река, слева другая, а посередине дорога и стаи комаров.
К полуночи добрались до поста ГИБДД перед въездом в Калмыкию. Местные дружелюбные постовые, узнав, куда мы едем, любезно продемонстрировали пулевые отверстия в стенах здания поста, напророчив нам напоследок вечное рабство на дагестанском кирпичном заводе, если доберёмся туда, преодолев 400 км щебня и песка. Именно такая дорога, по их мнению, вела в Дагестан.
Заснули неподалёку от того же поста, в каком-то болоте, но ночью почти не спали – терзали страшные мысли о предстоящем. Но ведь не ехать же обратно))
08.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
Встали в 7.00, поскольку из-за духоты в палатке стало невозможно спать. Быстренько собрали вещи и всё-таки поехали через Калмыкию в Дагестан. Ещё попытали местное население относительно качества дороги – мнения разделились. Кто обещал полный кошмар, кто – нормальное асфальтовое покрытие.
Местные дороги больше похожи на лабиринт, точнее из Астрахани в Махачкалу есть федеральная трасса, которая внезапно обрывается и превращается в 200км проселочной дороги по песку. Чтобы по ней не ехать надо плутать дорогами местного значения, на которых встречаются развороты и повороты на 170 градусов. Один из жителей Калмыкии подробно рассказал, где и когда надо сворачивать. Но где-то мы всё равно сбились. И, несмотря на то в целом дороги были нормальные, за селом с говорящим названием Забугряное мы нашли 20 км песка и грунта, по краям которого простиралось болото. На GPS эта дорога не была отмечена и он вообще сообщил что работать тут не будет. Тащить груженый ТДМ по проселку с разными типами глины, песка, щебенки и разной глубиной этого песка, задача не из самых простых, но терпение и труд все перетрут – выбрались мы и из этой каки. На выезде с этого участка пути была фанерная табличка на кривой палке, с названием городка, который мы искали, и указанием направления движения. GSP говорил, что до Каспийского моря от 2 до 5 км, вот только подъехать у нему нереально, да и кроме камышей мы бы там ничего не увидели.
Калмыкия это нечто – огромные степи/пустыни – от горизонта до горизонта, но нет бокового ветра. Пока ехали увидели бегущего вдоль дороги шакала или койота. Запомнились заправки. Большинство стрелочные с потрескавшимися шлангами и торгуют 76, 80, 92. На одной из заправок на пистолете 92 бензина паук уже свил паутину. Дороги просто отличные, хоть соревнования по драгу устраивай. Указатели на дорогах отсутствуют как класс, и проскочить мимо нужного поворота – дело нехитрое. Как потом оказалось, что хоть мы и сделали крюк километров в 80, но ехали по отличному асфальту, а не по песчаной федералке. Чуть не уехали на Элисту, но нас во время остановили ДПС с горящими глазами. Мотоциклов они не видели и с радостью закрыли глаза на все нарушения. Понравился вопрос от них – на какое колесо привод. Также отковыряли части птички, которая каким-то образом попала к нам на радиатор. Этим ДПС даже машин не выдают – работали на своей в чистом поле. Как оказалось, ничем ни примечательный поворот и был поворотом на Дагестан, о чем предупреждала надпись на заправке, которая находилась метрах в 100 вглубь поворота.
В 11 часов перекусили, уточнили дорогу (опять чуть не проскочили) и поехали на Дагестан. На заправке в Калмыкии ZserG чуть не лишился глаза. Иринка не увидела, что курок на бензораздаточном пистолете уже зажат, сняла его в таком виде с рычага, бензин ударил фонтаном в небо, а затем прямым попаданием в глаз. Линзу моментально свернуло в трубочку. Обильное промывание пострадавшего глаза и отмачивание линзы в растворе несколько исправили ситуацию и можно было продолжить путь.
На территории Дагестана дул такой сильный боковой ветер, что покачивало даже стоящий без движения Тыгыдым. Ветер был не порывистый, так что скорость можно было держать в районе 120. От сильного ветра начало трескаться лобое стекло, залили суперклеем.
Дагестан интересная республика. На всех постах люди с автоматами, бойницы, колючка. При проезде проверка документов у всех подряд. Местные ГАИ обалдели увидев мотоцикл и радостно начали фотографироваться с нами и ТДМ. Приглашали в гости. Один сказал что он начальник чего-то там в Дагестане и фотография с ним может служить пропуском при появлении проблем. Видели, как местные ДРСУшники убирают дорогу: вдоль обочины едет мотоцикл с коляской. Парень, сидящий в коляске, собирает с обочины мусор и отбрасывает его подальше от обочины. Весь кювет в «радиусе доброса» замусорен так, что сразу видно – не впервые парни порядок наводят.
Удивило еще отношение к личным связям.
Диалог:
— Муж и жена?
— Нет
— Брат и сестра
— Нет
— Родственники
— Нет
— А кто?
Пару раз попытавшись объяснить кто мы друг другу и поняв полную без результативность этих действий решили впредь называться муж и жена.
На заправках стали появляться, наряду с СТО и магазинами запчастей, комнаты для намаза. Кстати, о заправках. Собрали в Дагестане большую коллекцию «копий» названий заправок: Укойл, Экойл, Окойл, Мукойл, Лукоел и Ликоел, а также заправка Югос) Не меньше развлекли отдельно стоящие в поле ещё стрелочные колонки, с гордыми надписями «Заправка Надежда», «Заправка Удача». Действительно, заправляясь там, только и остаётся надеяться на удачу.
Через 5 часов добрались до Махачкалы. И только здесь мы впервые за несколько дней поисков наконец-то увидели Каспийское море!..
Сначала хотели поставить палатку на побережье, но, пообщавшись с местным населением приняли решение разместиться в одном из пансионатов с видом на море.
Отдельно, кстати, развлекло движение в Махачкале. Видели, как на посту ГИБДД на въезде в город на глазах у инспектора грузовик, перескочив через две сплошные, ушёл по встречке. А гаишники там что-то вроде регулировщиков, помогающих таким «джигитам» разъезжаться», если манёвр не удался.
Разместившись в тихом семейном пансионате и поставив Тыгыдым на парковку, первым делом полезли в воду. Я впервые в жизни увидела море, и потребовались определённые усилия, чтоб меня оттуда выманить))) Каспийское море менее соленое чем Черное,но более соленое чем Азовское. Волны были достаточно большими, с ног сносили на ура, но песочек на пляже помогал не покалечиться вылезая из воды. Вид из отеля открывался шикарный, слева море, а справа вдалеке Кавказские горы, куда нам и предстояло ехать. Вскоре стемнело и поужинав и погуляв немного по ночному пляжу, отправились спать. Наутро предстояло пройти через Чечню.
09.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
Встали по будильнику в 6.30, чтоб успеть миновать Чечню в первой половине дня и к обеду быть на Эльбрусе.
Побродили по берегу Каспия, залезли в воду по колено и с трудом найдя директора пансионата, сдали номер и уехали.
Хасавьюрт – крайний город перед Чечней. Там заправились и слегка перекусили. Там же к нам подошёл мужчина.
— Куда едете?
— На Эльбрус
— Да? А где это? У нас, в Хасавьюрте?
С географией и расстояниями у них очень плохо. Например заправка в 500та метрах это далеко.
На всех постах ДПС стоят БТР, солдаты в бронежилетах и с автоматами. Но все они уверяют, что сейчас уже в Чечне довольно тихо.
Проходим пост, въезжаем в Чечню. … и сразу же на посту видим двух спортбайкеров. Думали, тоже путешественники, подняли руку в знак приветствия. Парни остановились. Оказалось, они местные, чеченские байкеры, и просто поехали прокатиться до Каспийского моря. Когда они узналио нашем путешествии, то очень обиделись тому что их не предупредили. «Дорогих гостей надо встречать, барашка резать». Тут же позвонили друзьям в Грозный, дали нам координаты в Грозном, и пытались вдогонку подарить трубку с безлимиткой по всей России.
На пути к Грозному прошли Гудермес, Аргун и ряд других небольших городков. К нашему удивлению, никаких разрушений и следов военных действий мы не увидели – новенькие чистые города европейского уровня. При этом они продолжают активно строиться и благоустраиваться. На многих муниципальных учреждениях, и просто заметных зданиях висят портреты Кадыровых, а также нашего экс- президента В.В.Путина. Даже в Грозном центральный проспект имени Кадырова переходит в проспект им В. В. Путина.
Здесь тоже всем абсолютно наплевать на ПДД, ездят кто как может и хочет. На протяжении всего пути расставлены посты с вооружёнными солдатами и военной техникой. Идут колонны БТР и летают вертолеты. Безопасность чувствуется во всем.
Договорились встретиться с мотоциклистом Сиротой (Бекхан) под аркой в Грозном. Стоим ждем. Над головой проносится вертолет и на противоположной полосе останавливается машина. В ней парень, в цветах мото клуба «Дикая Дивизия». Говорит, поехали ко мне домой, только разворачиваться тут далеко так вы по встречке шпарьте — тут это нормально. Шпарим мимо ДПС. По пути к нам присоединяется еще один мотоциклист. Из разговора выясняем что парней зовут Mans и Kramar. Удивляюсь – вроде как Сирота должен был нас встретить. Оказывается они даже не знали о нашем приезде, а просто заметили на дороге и пригласили в дом, а Сирота собирает остальных мотоциклистов и готовится встречать нас в Грозном. Попили чай и поехали в город, в кафе, где нас ждали другие чеченские байкеры и национальная кухня.
Про езду мотоциклистов в Грозном можно слагать легенды — носятся они, дай боже. Mans вообще ездил только на заднем колесе, а останавливался делая стоппи. Чтобы машины замечали мотоциклистов последние используют крякалки, притом ГАИ иногда отдает честь проезжающим байкерам.
В городе встретили очень тепло. Невероятно открытые, душевные и эмоциональные люди. Просто представьте себе группу из 5-6 Майков в хорошем расположении духа. Столько подколок и позитивных розыгрышей я не видел давно. Чеченская кухня это нечто, огромные блюда – нам с Иринкой каждого хватило бы на завтрак, обед и ужин, свежайшее вкусно приготовленное мясо и все это в отличной компании.
После сытного обеда организовали нам экскурсию по Грозному. В Грозном огромная мечеть — размером с храм Христа Спасителя в Москве. Один из байкеров– Бекхан (Сирота) – проводил нас до въезда в Ингушетию, и даже, являясь хозяином заправки, залил нас на выезде «до полного бака».
Там же, в Грозном, видели плакат. На одной половине его нарисована классическая восточная женщина, с ног до головы укутанная в одежды, без макияжа, с убранными под косынку волосами. На другой его половине – современная европейская, самая обычная девушка. И надпись большими буквами – своим внешним видом ты позоришь нашу историю! Надо заметить, что в кафе за столиками мы не видели ни одну женщину, да и в домах они лишь молча занимаются домашним хозяйством, почти не показываясь на глаза гостям. Эх, мне о таком шмыг-шмыг остается только мечтать. Кстати жен может быть несколько.
Надо сказать, что «Дикая дивизия» (www.wilddivision.ru) нас приятно удивила. Парни ездят в ежегодный пробег Грозный-Москва-Грозный и рады встретить других дальнобойщиков. Много ожидали от Чечни, но только не такого тёплого и радушного приёма. Кстати, они почти все ездят на спортбайках, что, впрочем, с их качеством дорог и не удивительно. Более того, вплоть до нашего прибытия домой, ребята присылали нам сообщения, интересуясь, как у нас дела. Впечатлённые такой приятной встречей, решили приехать к ним на будущий год, если всё сложится хорошо.
Дальше подряд, от поста до поста, проходим Ингушетию, Северную Осетию, и въезжаем в Кабардино-Балкарию.
В Ингушетии увидели серьезную аварию и перевернутые машины, неудивительно,когда даже я привык что по моей полосе всегда ктото летит мне на встречу, а самое безопасное место ближе к обочине. Кстати въезд в Ингушетию с тонированными стеклами запрещен.
На въезде в Северную Осетию нас развели на 1000 за пересечение сплошной на КМП, а на выезде из Осетии прицепились к нашим подшлемникам, оказывается, они у них продаются только по спец.разрешениям.
Где-то на территории Северной Осетии «зацепились» за серебристую Toyota Camry. Сначала хотели её обогнать, но не смогли. Мы 140 – и она 140, мы 150 – и она 150. Удивились, но поехали вместе. Как позже выяснилось, они по региону поняли, что мы гости на Кавказе, и решили проводить. Так мы доехали до Нальчика. В городе, на светофорах, удалось поговорить. Сперва нас, как в сказке («накорми, напои, и спать уложи»), проводили в кафе, накормили шикарным ужином, а затем, узнав что мы едем на Эльбрус, позвонили своему другу, который как раз полгода назад открыл там гостиницу, и договорились о нашем размещении. И за то, и за другое деньги с нас брать категорически отказались. Пока ужинали (хотя ещё от чеченского гостеприимства «не отошли»), наши новые знакомые прям на карте нарисовали более короткий маршрут, чем тот по которому мы собрались ехать на Черное море.
Затем проводили нас до дороги на Эльбрус, где мы и распрощались. До гостиницы Алима оставалось около 100 км. Дорога была очень красивая, и очень сложная. Справа и слева от дороги постепенно вырастали горы, от простых холмов до гор пятитысячников, со следами сходов ледников, каменными обвалами, горными ручьями-водопадами и уходящими за облака вершинами. А впереди, на горизонте, возвышался двуглавый Эльбрус. Рядом с дорогой резвилась горная речка, шумная и очень бурная. Сама дорога – настоящий горный серпантин, с крутыми подъёмами и поворотами, по которому, без зазрения совести, шатаются стада коров, перекрывая по 1.5 полосы. Но это ещё не главная проблема. Дело в том, что в это же время там проводилась спец. операция – ловили террористов, засевших в горах. И в связи с этим нас тормозили на каждом посту и требовали предъявить документы, с меня требовали паспорт, необходимо было снимать маски. И только после этого начинались традиционные вопросы «сколько жрёт, сколько прёт, сколько дней в пути» и т.д. И так каждые 5 км. На одном посту решили не останавливаться – на следующем ГАИ подкрепили свою просьбу парой наведённых на нас стволов автоматов. Оказалось что по нам объявили план перехват, хотя чего там перехватывать — дорога то одна и ведет на Эльбрус – скрыться нереально. Выписали штраф за превышение, я где-то умудрился по этому серпантину ехать 120. И на каждом посту нам задавали один и тот вопрос: «а где второй мотоцикл?», кто-то из ГАЙцов умудрился ТДМ неправильно сосчитать, может был нетрезв и что-то двоилось ;-).
Пока прорывались через посты, стемнело и похолодало. С гор клочьями спустился туман, дорога стала мокрой, повороты – круче и резче. На свет фар вылетали то ли маленькие совы, то ли летучие мыши. То и дело проезжали зоны камнепадов. Проехав порядка 90 км поняли, что дальше двигаться невозможно. Доехали до ближайшего посёлка, и с поста ГАИ позвонили Алиму с просьбой спуститься за нами. Через 15 минут он приехал на машине. К этому времени наступил «комендантский час». В связи со спец.операцией движение с 22.00 до 08.00 перекрывалось. В прямом смысле. КРАЗами.
Отель Алима находится на высоте 2370 над уровнем моря (по данным gps). Больше всего мы боялись, что Тыгыдым не поднимется на эту высоту без перенастройки карбов, а для перенастройка их – надо быть гинекологом из Ямахи )). Однако он без особого труда справился с этой задачей.
Из-за разреженности воздуха в ушах стоял звон, голова кружилась, и после преодоления пары лестничных пролётов начиналась одышка. Алим предоставил нам отличный номер с огромной кроватью и душем. Несмотря на то, что за окном лето, работала батарея.
Из-за проходящей спец.операции и затруднённого движения машин, Алим на время закрыл свой отель, поэтому кроме нас там никого не было. Чтобы и мотоциклу было комфортно мы загнали его прямо в холл отеля, где он и провел ночь. Кстати цены на Эльбрусе меньше чем на трассе Уфа-Челябинск. Номер с видом на Эльбрус от 500 рублей.
Разместившись в комнате, мы спустились вниз, к хозяину, попили с ним чай, поболтали, и ушли спать. Утром предстояло покорить Эльбрус.
10.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
На этот раз проснулись без будильника. Открыли окна и ахнули. Ночью мы не увидели, что окна нашего номера выходят прямо на подъём на Эльбрус. Быстренько оделись, поздоровались с хозяевами, прихватили перчатки и рванули наверх.
К вершине ведут три подъёмника – до станции Обзорная, Мир, и Азау.
От земли до первой станции ведёт новый подъёмник — восьмиместные кабинки с прозрачными стенами и специальным окошечком для фотографирования. А вот на следующую высоту – станцию Мир, 3500 над уровнем моря – возит страшная вагонетка, которая сохранилась тут с советских времён. На ходу её трясёт и раскачивает, явно не хватает стёкол, и дверь не закрывается, а завязывается на верёвочку. Поскольку она одна и ходит медленней первого подъемника, народу туда набивается до отказа. И, наконец, на Азау ведёт кресельный подъёмник. Высота платформы станции Азау – 3600 (все данные, опять же, с gps). Стоит ли говорить, какой потрясающий вид открывается оттуда на заснеженные вершины, уходящие в дымку облаков. Местами видны следы схода лавин, а по склонам плавают тени облаков. Со всех склонов текут дюжины мелких ручейков, сливающихся и переходящих в водопадики. А ещё видно русла высохших ручейков. До границы с Грузией меньше 3х километров, а до Абхазии километров 40, но это по прямой.
На станции Мир начинается первый снег. А на Азау он уже глубокий, рыхлый, и местами мы проваливались по колено. Из-за разреженного воздуха постоянно зевали и иногда кружилась голова.
Самые частые посетители – сноубордисты и лыжники из разных стран. Ещё периодически на склоне можно увидеть одну или группу медленно ползущих ярких точек – альпинисты гуляют.
С удивлением обнаружили также, что до вершины можно доехать на квадроцикле – там прокатана трасса, которая нам, на первый взгляд ,не показалась такой уж сложной. Три can-am’а без труда покорили высоту 3600. А на высоте 3500 метров работают Кразы и бульдозеры, которые строят новую гостиницу. От станции Азау, до вершины можно доехать на вездеходе.
Единственное, с чем нам не повезло в этот день, это с погодой. Несмотря на то, что сильно пекло и реально слепило солнце, была сильная облачность, и сама вершина Эльбруса постоянно была скрыта от нас облаками. Только на какое-то время облака чуть развеялись, и стал угадываться силуэт двуглавой вершины.
Через несколько часов начали спуск. Ближе к обеду вернулись к Алиму, поблагодарили за гостеприимство, собрались и уехали.
Выезжали из ущелья мы ещё дольше, чем въезжали. Все вчерашние посты начали тормозить нас снова. Так что теперь мы все время ехали 60 км/ч. А на одном посту нам пытались доказать, что мы вчера пили:
— Пил?
— Нет, уже несколько лет не пью
— Да ну.. пройдём на мед.освидетельствование?
— Ну давай
— Сними маску, дыхни мне в лицо …… ну да, пил вчера. Не знаю что, но пил.
Отвязались, уехали.
На другом посту ГАИшник вроде как робко приподнял палочку, потом словно задумался, и опустил обратно. Вроде как передумал останавливать. Через пост нас тормозят с автоматами, и объясняют, что передана ориентировка. Дескать, сотрудник ГИБДД чуть ли не на середину дороги выбежал, размахивая руками, а мы обошли его по встречке, и едва ли не на заднем ушли за поворот. Начинается развод на деньги. К тому времени я уже изрядно закипел, бросил перчатки и пошел в машину к гайцу высказывать все что думаю о них всех и о нем частности. Не выдержав потока невсегда цензурной речи гаец сообщил, что я могу вернуться на тот пост, где меня якобы тормозили и высказать все им. Едем обратно 10 км, стоит машинка. Останавливаюсь ГАЙ тут-же предлагает сесть внутрь и готовятся заполнять протокол. Счас! Не на тех нарвались. Беру фотоаппарат, фотографирую номера машины, телефон доверия ГИБДД и жирную физиономию разводящего. Такой поворот событий их явно не устраивает. Автоматчик и два мента пытаются меня скрутить и забрать фотоаппарат. Сообщаю что все разговоры записываются, а по закону о милиции их деятельность является открытой и фотографировать их можно, а если попытаются забрать мои личные вещи (фотоаппарат), то им еще и превышение должностных полномочий светит. Далее разбираюсь с незадачливым гайцом, который и отправил ориентировку. Он уже и сам не рад что все так получилось, но руками размахиваем здорово. Обвинения в неостановке, превышении, встречке и т.д. изчезают, остается одно требование удалить фотографии. Посылаю их на 3 буквы, сажусь на мот – надо развернуться и ехать обратно. Разрыв сплошной через 500 метров. Пока ездил туда сюда Иринка зачем-то продолжила общения с ними и договорилась до того, что я удаляю фотку разводящего, а они при нас звонят на следующие посты и снимают ориентировку. Уезжаем.
Наконец, спустя часа полтора, вырвались из ущелья. Дальше нам предстояло обогнуть хребет и въехать в соседнее ущелье, там находилась ещё одна из целей нашей поездки – Чегемские водопады, Малый и Большой. К водопадам ведет живописная дорога через горы, а при подъезде к большим Чегемским водопадам она сильно сужается, да так что автобусы по ней проехать не могут. Дорога пробита в скале и в некоторых местах скалы нависают так низко, что можно удариться о них шлемом. С другой стороны от скал проходит очень бурная горная речка. Сами Чегемские водопады это нечто – я видел кучу разных водопадов, но таких красивых – никогда. Десятки – если не сотни мелких водопадиков падают на землю с высоты десятиэтажного дома. Часть выходит прямо из скалы. Иринка сказала, что именно так ей в детстве описывали рай. В общем это надо видеть, а не рассказывать.
На большом Чегемском наконец позавтракали местным национальным блюдом – хачанами с мясом и сыром. Похожи на наши толстые блины, только мясо и сыр замешаны прям в тесто.
Погуляли, отдохнули и, смазав цепь и долив масло, выдвинулись в сторону Пятигорска.
По дороге к Пятигорску чуть не стали отбивной на капоте шестерки. То что народ ездит по встречке как по своей полосе я уже привык, но то что машину, которая идет по встречке будут обгонять по встречной обочине в голову как-то не приходило, а зря. С визгом тормозов с трудом разошелся с джигитом в 5-10 сантиметрах. Чтобы придти в себя пришлось остановиться, отдышаться и заправиться.
Ближе к вечеру въехали в Пятигорск. Осмотрели ПровалЪ, и решили подняться гору Машук. На Тыгыдыме. Половина подъёма прошла нормально, но на следующем крутом повороте… В общем я решил что это уже вершина и проехал практически к бортику, а это был поворот на 170 градусов. Медленно сдвинув тяжёлый Тыгыдым и попытавшись его повернуть, не удержал и дежа вю. Снова раскололся правый передний поворотник. Снова вытек антифриз. Ну надо же!.. На Эльбрус заехали, а на Машук…. Через пару минут мимо проезжала машина, парни помогли поднять раненого бойца. Передохнули, и уже затемно, поднялись-таки на вершину. С горы открывается панорама города (Пятигорск, Есентуки, Мин. Воды) и…вид на надвигающуюся грозу. Разворачиваемся, спускаемся вниз. Начинаем плутать по городу в поисках ночлега или выезда из города. Но указатели в Пятигорске расставлены таким образом, что вместо того, чтоб довести до нужной точки они водят кругами. К тому же дороги достаточно узкие и извилистые, с крутыми спусками и подъёмами. Пока плутали по городу умудрились заехать в лужу, в которой колеса полностью скрыло водой, а у меня ноги были мокрыми по колено, но тяговитый ТДМ даже не заметил подставы и вытащил нас на асфальт. Найти место для ночлега в Пятигорске нереально, точнее там все нереально дорого, поэтому ближе к полуночи, мы наконец-то вырвались из города, отъехали км на 20 и раскинули палатку под ясным звёздным южным небом.
11.07.2009
Карта, распределение скоростей и статистика
Утром разбудила ужасная духота в палатке. Открыли вход и принялись обсуждать, куда ехать дальше. Мы оказались ровно посередине между Мин.Водами, Ессентуками и Кисловодском. К нашему удивлению за полем, как показалось, не очень далеко возвышалась белая гора, присмотрелись – Эльбрус! Необычное зрелище, посреди поля Эльбрус. Вот такие фокусы. Собрались, полюбовались на Эльбрус на горизонте, и поехали. Решили начать с Мин.Вод.
Приехав в Мин.Воды с удивлением обнаружили, что тут нет ничего, кроме вокзала и со слов местных, «ледового катка и клубов». Сдали мотоботы в ремонт – Иринка сточила набойки на каблуках, ползая по Эльбрусу. Самое удивительное что в Минеральных Водах нет минеральных вод.
Следующая остановка – Ессентуки. Расстояния там смешные. От Мин.Вод до Ессентуков всего 35 км, а от Ессентуков до Кисловодска и того меньше – всего 20.
В Ставропольском крае стояла жара, на небе ни облачка. Стали раздеваться. Сняли подшлемники, кожаные мотоштаны Иринка сменила на джинсы, Серёжа снял мотокуртку, и поехал в одной «черепахе».
В Ессентуках улицы ещё уже и извилистей. Местный ДПСник рассказал, как проехать до минерального источника. «…и там в конце будет кирпич висеть, но ты проезжай, не бойся. У нас мотоциклистов не трогают». Находим галерею минеральных источников с неспешно прогуливающимися между кранами с минералкой отдыхающими. Тут прям из-под крана можно пить тёплые, горячие и холодные Ессентуки 4, 17 и новые.
А в Кисловодске находится нарзанная галерея. Располагается она на территории огромного парка в санаторной зоне. Парк занимает несколько десятков гектар, на которых находятся несколько санаториев, канатная дорога и долина роз. Погуляли по парку, покатились на канатке, полюбовались местными пейзажами, попили нарзан в нарзанной галерее (он тут тоже трёх видов – сульфатный, доломитовый и общий) и направились в Абхазию, через Карачаево-Черкессию и Краснодарский край. К вечеру следующего дня планировали быть уже в Абхазии. Почему-то местные жители не рекомендовали ночевать в Карачаево-Черкесии и вообще странно на нас посматривали. Решив что раз в Дагестане и Чечне все было хорошо, то в Черкесии проблем точно не будет, как оказалось напрасно так думали.
Кстати, что минеральная, что нарзанная галереи стоят прямо на источниках, и вода в краны поступает буквально напрямую из скважин.
По пути посетили ещё две местные достопримечательности – гору Кольцо и Медовые водопады. Поездка к этим водопадам в общем не стоила того. К ним ведет 9 км жуткого бездорожья, присыпанного щебнем. Так что когда мы на парковке у водопадов увидели чоппер и спорт, несколько удивились)) . Сам водопад сейчас находится на территории ресторана, не осталось и намека на былую ширину подходов к нему, теперь только бетонные дорожки и пьяные горцы, сам водопад поменьше Малого Чегемского. Пару слов о аборигенах. Только поставили мотоцикл, сразу почувствовали хищные взгляды. Значит на мотоцикле вещей оставлять нельзя. Ладно – беру 7ми килограммовую сумку лезу в ущелье. Внизу меня обступают местные пацанята и изучают как экспонат, да так что один руку сильно ударил проверяя наколенники на прочность. Взрослые же в это время праздновали свадьбу – с лезгинкой, криками и приставанием к отдыхающим. Налазившись по скалам, где с меня сошло 3 пота, мокрый как курица вылез к мотоциклу.
Поехали дальше. В одном из аулов увидели девятку с 174 номерами – обрадовались – оказывается тут таких немало – работают у нас, на Каширинском рынке. Дорога в аулах представляет собой стиральную доску, а через каждые метров 200ти кто-то положил лежачие полицейские.
Дальнейший путь лежал через очередной перевал. Км через 50 после отъезда от медовых водопадов мы въехали в ущелье, которое вело к перевалу. По мере того, как мы поднимались на перевал, становилось холоднее и холоднее. На горизонте опять появился Эльбрус, когда же мы от него отъедем — третий дней отъезжаем уже. Окончательно замёрзнув, свернули в сторону, чтоб одеться теплее. Проезжающий мимо местный житель подсказал, что мы находимся на высоте более 2000 метров. Удивились, сверились с gps. И точно! Высота 2100, всего на 270 м ниже, чем гостиница Алима. То-то Тыгыдым больше 140 не едет!… И бензобака стало хватать на 240 км (до резерва).Как оказалось мы находимся в 60ти км от Домбая, а домбай — просто подъезд к Эльбрусу через другое ущелье.
Отдельного замечания заслуживает дорога. Кроме того, что это горный серпантин, весь асфальт разбит камнепадом (дырки, пробитые камнями, тут никто не ремонтирует), а подъёмы и спуски достигают 57%. На особо крутых поворотах отсутствует дорожное ограждение. Виды открываются сташно красивые. Притом реально страшно. Высоко, темнеет, резкие подъемы, спуски и повороты. Но больше всего удивляли горцы сидящие на скалах и пасущие овец, в широкоплечих одеждах и высоких шапках на головах. Когда ехали было ощущение что кто-то постоянно за тобой следит.
Сам перевал длится около 70 км. На пути встречаются маленькие деревушки. Домов в каждой столько, сколько смогло уцепится за склоны гор. И живут там как 100 и 200 лет назад – без сотовых и спутникового (там ни то, ни другое не работает) Пока перебирались, спустились сумерки. Спускались с перевала уже в темноте.
Почти сразу же, как спустились, напоролись на ДПС. Остановились, припарковавшись там, куда указал ГАИшник. Оказалось, пересекли сплошную. Опять начался развод. Что происходило в машине, Иринке было не слышно и не видно, но через час инспектор вышел, нервно закурил, ещё раз объяснил, как проехать дальше, и отпустил. Инспектор был очень жадным и хотел много денег, т.к. он единственная власть, которая нам вообще там встретилась, то считал он себя царем и богом. Начал заполнять бумаги на лишение прав и вымогать денюшку. Разговоры ни к чему не приводили, разве только к тому что сумма за пол часа упала до 1000 рублей, но к тому времени и эта сумма была для нас стоящая и терять ее не хотелось. Когда инспектор попросил меня выйти из машины что бы переговорить с другим проезжающим я взял телефон с мотоцикла и поставил его на запись. Вернувшись в машину повернул разговор так, чтобы инспектор назвал сумму и то за что он ее хочет. После сказал следующее: Слушай сюда внимательно, замолчи и закрой дверь. Проводится спец операция по выявлению недобросовестных инспекторов ГИБДД. Весь наш разговор записан, копия разговора передана на мотоцикл, а оттуда по спутниковому телефону на сервер в интернете. Также рассказал, что были случаи когда инспекторы пытались удалить запись с диктофона и тогда попадали на статью о превышении должностных полномочий , после чего садились на реальные сроки. Потом я продемонстрировал ему то место на записи где он называет фразу о сумме. Инспектор побелел и заметно занервничал. Стал блеять про то что он хотел деньги за услуги, которые заключались в том, что он расскажет где можно переночевать и как можно проехать в Краснодарский край. Резко прервав блеянья инспектора я забрал документы у него из рук и вышел из машины, напоследок сообщив что будут двигаться еще мотоциклисты с похожими заданиями. Пока мы садились на мотоцикл инспектора в срочном порядке снялись со своего места и со шлифами уехали в ночь.
Кстати, пока Иринка ждала возле машины ГАИ, сотрудники дорожной инспекции поймали ещё одну машину. Пьяный мужик без прав и документов на машину, перевозил в грузовике с прицепом ульи с пчёлами. При этом, как выяснилось, габариты на прицепе не работали, разрешения на перевозку у него не было, прав он был лишён за пьянку ещё раньше, да и соответствующей категории у него там никогда не было. В общем, нарочно не придумаешь.))) Притом таких там, как нам показалось, каждый 5-й.
Покинуть Карачаево-Черкессию в этот день нам не удалось. Как нам поведал всё тот же ГАИшник, здесь нет власти. Милиция, если и встречается, то в состоянии подпития. Ездят местные джигиты без номеров и так, как умеют. Кроме того, горцы ведут мелкие войны с деревенскими жителями. Как нам рассказали в деревне, у горцев есть обрезы, автоматы и другое стрелковое оружие. И лучше с ними не связываться, т.к. когда они пьяные, то что видят то и хотят, а пьяные они не редко. Покинуть сей дивный уголок не представлялось возможным – наступила ночь, ехать до Краснодарского края ещё далековато, а дорога полна неожиданных поворотов и местных гонщиков. Заночевали в одной из русских деревень, но просыпались от каждого шороха, и пистолет (травматический) далеко не убирали.