Автор: Гутров
Идея прокатиться по Казахстану возникла еще год назад у Сергея Попова(старшего).
Во времена существования СССР он много километров искатал по тем местам еще,
будучи совсем пацаном. Да и припомнилось что-то из истории монгольских
завоеваний в средние века – как-то, что вроде бы Чингиз хан набирал для
своей орды воинов из племен «кипчаков», которые населяли эти территории в
те далекие времена.
И вот только в этом году после недолгих сборов в путь отправились четверо:
Попов Сергей, Жуков Влад, Гутров Алексей и Сергеев Сергей. Остальные
собиравшиеся, коих было еще человек восемь, в самый последний момент
передумали, найдя каждый для себя наиболее подходящую отговорку.
План путешествия был следующий:
-через Троицк и Кустанай едем до Аркалыка на машинах, в которых перевозим
мотоциклы, дабы сохранить экстремальную технику для экстремальных условий
и уберечь внедорожную резину от асфальта.
-оставляем одну машину на стоянке, вторую грузим бензином, продуктами и
личными вещами. Дальнейший путь проходим на трех мотоциклах и УАЗике
сопровождения.
-осматриваем горный массив Улытау, древние ханские мазары или по-другому
мавзолеи, катаемся по степи, спим, едим — в общем, отдыхаем по полной.
На все у нас в запасе неделя.
Воздержусь от описания рутинных вещей и событий вроде прохождения
различных таможен, миграционных служб, заправок, распаковки-упаковки
лагеря, обедов-ужинов и т.д. Это все известно любому туристу-автомобилисту
вне зависимости от того, где он находится.
Теперь о том ради чего стоит туда ехать. Первое, что поражает своими
размерами и величественностью — это небо. В степи оно огромное, от
горизонта до горизонта более ста километров, где ничего не встает на пути
у взгляда. Это целый океан, который меняет свой цвет от черно-синего ночью
до прозрачно-голубого днем. После заката он заполняется звездами, которые
составляют созвездия и собираются в млечные пути. Большее количество
небесных светил одновременно навряд ли где-то еще можно увидеть. А после
рассвета редкие облака размазываются по не босводу вырисовывая причудливые
образы, сменяющие друг друга и гонимые ветром вдаль. Второе — это степь,
такая же бескрайняя, как и небо. Тысячи дорог… И чтобы выбрать правильную,
нужно хорошо представлять направление относительно сторон света. Еще степь
плохо переносит суету. Хорошо здесь чувствуешь себя только тогда, когда
все заботы оставишь где-нибудь далеко-далеко. И в такие моменты перед
взором открывается вся красота этих суровых мест. Днем степь как бы
замирает. Вся живность прячется от жары по норам, а ночью одни выходят в
поис ках пропитания и воды, другие, чтобы охотиться на первых. Поэтому
место, где мы устанавливаем палатки, днем наполняется шумом ветра, нашими
голосами и рыком двигателей, а ночью оживает совсем в других, чуждых нашим
ушам звуках. И наполняется сердце тревогой. И только почувствовав себя
частью природы можно успокоить воспаленный цивилизацией разум. Иначе
бессонница вам обеспечена. Третье, что сразу обратило на себя внимание —
мазары. Это захоронения людей, которые заслужили после смерти возведение в
свою честь некое подобие мавзолея. Так
и возвышаются эти надгробия посреди безлюдной степи, вырастая то здесь, то
там и чем-то, напоминая то ли юрты, то ли вигвамы. Внутри этих построек
можно встретить следы обитания волков, лис и других хищников в виде
больших нор и разбросанных вокруг обглоданных костей их жертв. Так в
реальной природе используется все для выживания. При этом игнорируется
политика, культура, обычаи, предвзятости и все остальное, придуманное нами
людьми для увеселения себя любимых. Остается только одна святыня —
непосредственно жизнь. И последнее, что сильн о затронуло восприятие — это
следы хозяйствования прежних и нынешних властей. Десятками километров
тянущиеся железобетонные опоры столбов ЛЭПа… только опоры!!! В отдельных
селениях целые кварталы многоэтажных домов зияют пустыми глазницами окон,
брошенные на растерзание мародерам и вандалам всех мастей, обдуваемые
всеми ветрами и разрушаемые природными стихиями. Что-то страшное произошло
в этих местах. И оно до сих пор остается в душах и умах людей, живущих
вокруг. Остатки автомагистрали в виде раздолбанного до предела асфальта, п
луразрушенные мосты через пересохшие реки, люди, бегущие на перегонки за
автобусом в надежде пробиться и занять место поудобнее, множество рук,
хватающих хлеб с лотка, пока продавщица несет его до магазина… И
отутюженная форма милиционеров, вышитая золотыми нитками кайма на погонах
офицера… Но это уже совсем из другой истории.
Для итога приведу чисто технические параметры нашего путешествия.
Всего пройдено примерно 2500 километров, из них 1000 по очень плохим
дорогам и степному бездорожью. Бензина брали с собой 140 литров 95-го для
мотоциклов, так как в тех местах есть только 80-й и 92-й и те
сомнительного качества. Запас воды около 100 литров для питья,
приготовления пищи и хоз целей. В день проходили примерно по 200
километров в прогулочном режиме, т.е. со скоростью до 80 км/ч. Средняя
скорость получилась еще меньше, т.к. УАЗ даже в подготовленном для трофи
варианте местами передвигался только 15-20 км/ч, и нам приходилось его
дожидаться. Мото
иклы: KAWASAKI KLR 650, KAWASAKI KLX 650 и HUSQVARNA TE 450 показали себя
как настоящие степные скакуны. На технике другого класса вероятнее всего
мы бы так далеко не заехали. Точка разворота — Уйтас Айдос, что в 70 км от
Жесказгана. Для технички подойдет любой автомобиль повышенной
проходимости, желательно российского производства. Все необходимое т.о. по
дороге производилось самостоятельно.
Что нами было упущено при подготовке — понадеялись на то, что сможем
купить карты местности по дороге, в результате двигались по солнцу и
звездам, взяли с собой продукты, из которых сами ничего готовить не умеем.
Вместо того, чтобы перед отъездом изучить хотя бы частично историю,
традиции и обычаи тех мест, куда едем, боялись встречи с кем бы то ни было
— милиционер это или чабан. Надо быть проще и играть по правилам хозяев,
когда находишься в гостях.
Попутного ветра и удачи на дорогах, а также там, где они отсутствуют.
Катайтесь больше и дальше.
03 сентября 2007 А.Гутров
Фотографии Владислава Жукова и Сергея Сергеева:
http://moto74.com/photo/kazahstan