Экс-Украина, Кавказ 2019 (Часть 3. Кавказ)

Дата Автор ZserGОставить комментарий

День 15 (03.03.2019)

Карта и GPS трек

Адлер - Черкесск

[свернуть]

В совокупности мы провели в Сочи 4 ночи, поздравили дедушку, съездили в горы в аквапарк, сходили в СочиПарк, дети спокойно наигрались и отдохнули от машины.

К утру вещи снова уложены по местам, и все готовы ехать дальше. Прощаемся с дедушкой, и в путь.

По пути запасаемся мандаринами, орехами, сухофруктами, и еще всякой ерундой по заказу родных и друзей.

Дорога вдоль нашего черноморского побережья, как уже не раз мы писали в разных своих отчетах, просто чудовищна: кривая, узкая, перегруженная микроавтобусами и грузовиками. Средняя скорость передвижения здесь едва достигала 30-40 км/ч, и ведь это еще не сезон, и нет диких пробок.

Шаумянский перевал на трассе Туапсе – Майкоп, за 10 лет так и не обзавелся асфальтом, хотя тут всего 7 км гравия. Можно сетовать на обвалы и сложный горный рельеф, но примеры Норвегии, Швейцарии говорят о том, что с обвалами и оползнями можно бороться достаточно эффективно – было бы желание.

Дорого местами красивая, траффика не много.

К темноте доползли до Черкесска.

 

День 16 (04.03.2019)

Карта и GPS трек

Черкесск - Домбай - Пятигорск

[свернуть]

Ночь прошла беспокойно. Настя переела мандаринов, и ночью они ее покидали всеми возможными путями. Великий исход цитрусов из ребенка не могли остановить ни уголь, ни полисорб. Поэтому мы были не особо бодры и свежи с утра, за исключением Макса, который после свежего сочинского воздуха спал, как подстреленный.

За пару часов домчались до Домбая, где прокатились на всех трех подъемниках.

Первая канатная дорога — это гандольного типа, современный, быстрый и теплый участок дороги. А вот вторая и третья — это канатные дороги кресельного (я бы даже сказала, лавочного) типа. Там нас ждали лавочки на 6, а выше на 4 посадочных места. Да, они тоже вроде современные, не металлические, а из материала, который аккумулирует тепло и не дает спине и попе мерзнуть. Но какой там ветер! …и солнце. Слепит и сдувает.

Кстати, наверх идет и старая канатка, со стульчиками, она порядочно дешевле, но сильно холоднее.

В принципе, на третий этап канатной дороги можно и не ехать, если нет цели прокатиться с самой вершины на борде или лыжах. Во-первых, принципиально новых видов там нет, а во-вторых, она очень медленная, идет сначала вниз и подбирает лыжников с промежуточной станции, а потом снова наверх. На пронизывающем ветру это медленное заползание на гору на модной лавочке не доставляло какого-то особенного удовольствия. А когда мы увидели, что вся будочка на конечной станции канатной дороги занесена по крышу, и ветер порывами переметает снег через верх, то решили, что мы даже слезать с лавочки не будем, чтоб не сдуло детей. Так и поехали сразу вниз.

Из приятных мелочей: на спуске со второй канатки нас встретила девушка, которая сообщила, что на подъеме нас фотографировали, и что сейчас мы можем купить фото, всего за 100 рублей. Весьма бюджетно, решили мы, и купили. Для сравнения, аналогичная услуга в аквапарке Газпром стоит 500 рублей, а это уже перебор за среднюю по качеству фотку.

Накатавшись, и вручив мелким по сувениру, рванули дальше, через Мару в сторону Пятигорска. Дорогой этой мы тоже уже раньше ездили, и все так же по качеству она средняя, но заметно короче и живописнее той, которая идет через большие трассы. Лучший вид на главный Кавказский хребет открывается именно с неё.

А еще на этой дороге периодически случаются какие-нибудь приколы. Например, в одной из деревень нам наперерез с обочины вылетела машина ДПС, пассажирская дверь которой была открыта, а из нее торчали ноги. Машина промчалась прям перед нашим капотом, затем водитель-полицейский припарковал машину и неспешно подошел к пассажирской двери, где с помощью нескольких энергичных тумаков подробно объяснил «ногам», почему они не правы.

В соседней деревне через дорогу побежала собака, резкое торможение и уход на обочину спасло нас от местного джигита, который проморгал и собаку и наше торможение, чуть не «догнав» нас, но был очень приветлив и интересовался все ли у нас в порядке.

Сначала у нас была мысль дотянуть до Эльбруса, и заночевать где-нибудь в районе Терескола. Но у Насти стала подниматься температура, при том, что мандарины продолжали время от времени покидать ее нестройными рядами. Ладно хоть перестало рвать, и она могла понемногу пить воду. И хотя в целом она держалась молодцом, мы опасались, что и без того отравившийся ребенок перемерз на Домбае, и поэтому мы отправились в Ессентуки, ближайший более-менее крупный город, чтоб показать Настю в детской поликлинике.

Вердикт врача был прост — расстройство ЖКТ и фарингит. Лечение было расписано, недостающие лекарства закуплены, и мы всей семьей заныкались в Пятигорске на ночлег.

Здесь же, кстати, нам повезло успеть в Галерею питьевых источников, куда мы попали прямо перед закрытием. Дети, правда, водичку не оценили, но по особенной питьевой кружке, с длинным изогнутым носиком, они все же получили.

Из забавного: по дороге пару раз попали в городе на красный светофор, поэтому пока стояли, обратили внимание на необычный звуковой сигнал для пешеходов. Он не похож на мерное пикание, как у нас в городе, а больше напоминает свист или звук хлыста, рассекающего воздух.

День 17 (05.03.2019)

Карта и GPS трек

Пятигорск - Эльбрус - Грозный

[свернуть]

Несмотря на то, что лечение мы уже начали, Настя температурила почти всю ночь. К утру ей стало легче, и мы продолжили путь по намеченному маршруту.

Главным пунктом программы на день был подъем на Эльбрус. Сами мы там раньше уже были, поэтому хотели просто поднять туда детей, посмотреть с ними вершину поближе, полюбоваться видами. К тому же, там была открыта ещё одна канатная дорога, до станции Гара-Баши, и она же теперь является самой высокой канатной дорогой в Европе.

До самого Эльбруса дорога по ущелью хорошая, местами новая. Следы прошлогоднего затопления из-за прорыва горного озера уже убраны, а экскаваторы разгребают русла рек от камней.

Народу на склоне Эльбруса намного больше, чем на Домбае. В разы больше. На подъем скапливается очередь, особенно со второй станции на третью. А еще по склону ползают организованные группы солдатиков, постигающих азы спуска с горы на лыжах.

Перепад температуры при подъеме весьма ощутим — от плюс 2 внизу до минус 16 — наверху. И там так же слепит солнце. Однако подниматься тут гораздо комфортнее, чем на Домбае, ввиду того, что все кабинки закрыты от ветра.

Гара-Баши уходит выше, чем предыдущая верхняя станция, и располагается чуть в стороне. Поднимаясь на последнюю станцию, мы видим те бочки от старой верхней станции сбоку. Выше, от Гара-Баши, подняться можно только на специализированной технике — ратраки, снегоходы. Виды на верху ‑ закачаешься. Во всяком случае для нас они были интереснее, чем выжженный безжизненный Памир в сентябре.

После спуска мы решили отправиться на Чегемские водопады. По идее, мы должны были вернуться на трассу из ущелья, потом проехать до соседнего ущелья, и заехать к водопадам. Но нам навигатор сказал, что он знает короткую дорогу, по тропке между ущельями. Тропка всего 28 км, но навигатор обещал, что там асфальт, по которому нам предстояло ехать «всего 2,5 часа».  В который раз решились довериться Навителу, и… зря. Дорога оказалась страшнее любой другой, что мы проходили в своей кочевой жизни. Во-первых, асфальт кончился через 100 метров после поворота с ущелья. Во-вторых, встретившийся нам через километр пастух сильно удивился, что кто-то здесь вообще проезжает не на уазике. Потом люди и постройки кончились совсем, остались только горы, коровы, и  чудесные пейзажи.

За 28 километров мы поднялись на 918 метров вверх и спустились обратно. По сыпучей гальке, на шпильках и без ограждений на тропинке. Зато с лужами, глиной и колеями от уазиков. Несколько раз возникала ситуация, когда Логан полз на первой передаче, педаль была утоплена в пол, и на середине подъема начинали стремительно падать обороты. Машина не тянет. И спуститься задом никак: тормозом пользоваться на таком сыпуне — верный способ улететь с дороги, тем более подъем не прямой, а виляет. Выкарабкались. Доехали. Когда начался грейдер Чегемского ущелья, мы неслись на четвертой передаче, нагло оббибикивая попутные военные УАЗики.

Сам большой Чегемский был ещё покрыт плотным слоем сосулек. Иногда они с жутким грохотом падали вниз, пугая туристов.

По сравнению с нашим последним визитом сюда 10 лет назад, место немного изменилось: появилась платная смотровая площадка, стало больше торговцев «типа местными» вязанными изделиями ручной работы. У всех, правда, одинаковый ассортимент. И сюда тоже дошла мода повязывать на перила платочки. Преобладают, впрочем, высушенные ветром влажные салфетки.

Здесь же мы заскочили в кафе, перекусили хачинами (дети, правда, «блины с сыром и картошкой» не оценили), и отправились на выезд из ущелья, по уже нормальной дороге.

Курс на Грозный. Дорога не особенно интересна, но постепенно появляются блок посты, которые здесь были оправданы в 2008 году, но в 2019 выглядят  как рудимент и место стрижки коммерческого транспорта. Вокруг Беслана построили современную объездную дорогу. В Ингушетии появились деньги от Аллаха, а вместе с ними и большое количество мечетей; города и деревни выглядят дорого-богато, и это уже не те полуживые аулы, что были тут 10 лет назад. Но стиль движения в Ингушетии не изменился, цирк и смертельные номера сопровождали нас всю дорогу.

Зато в Чечне все едут по знакам, не нарушают ибо “Он все видит”. Небо и земля с тем, как было раньше. Дороги идеальные, аулы богатые, машины дорогие. Есть автобан. Периодически казалось, что это не Кавказ, а Европа.

По дороге пытались подобрать гостиницу, но средний ценник за ночевку нас не устраивал. В конце концов, нам удалось найти интересный вариант, на территории какого-то парка и конного центра. Подъехав, мы поняли, что наш отель расположен на втором этаже автодрома. То есть здесь, видимо, была задумка сделать что-то вроде Диснейленда, с аттракционами, дельфинарием, лошадьми и гостиницей для гостей. По факту же мы были единственными постояльцами, и нам выдали связку ключей, от номера и от всего отеля. «При выселении оставьте ключи в номере», сказали нам. Вот такое доверие к людям. Как нам позднее объяснили наши друзья из Грозного, здесь практически нулевой уровень преступности, поэтому такое доверие к незнакомцам. Помимо снижения уровня преступности, как мы выяснили на следующий день, тут изменились и нравы в целом. Девушки на улицах встречались и в весьма светской одежде, в наш адрес не было косых взглядов из-за брюк на Иринке или ее непокрытой головы. На улицах все ездили по ПДД! Правда, это уже больше заслуга висящих на каждом углу камер, а не великой ответственности граждан. Но тем не менее.

В Грозном все также много Путина и Кадыровых. Проспект Путина и Кадырова на месте, а улицу Медведева уже переименовали.

Перед тем, как ложиться спать в своем «Диснейленде», мы решили немного прокатиться по ночному Грозному.

Ночью грозный светится и искрится как новогодняя елка. Грозный-Сити напоминает младшего брата Москва-Сити, дорого, пафосно, богато и искрится огоньками.

В процессе осмотра города встретились с Крамором, нашим старым приятелем. Вообще, проезжая Грозный еще в 2009 году, на мотоцикле, мы подружились с местным мото-клубом «Дикая Дивизия». Тогда они нас очень душевно встретили, организовали экскурсию, накормили от пуза вкуснейшим мясом и до самого дома обеспечивали нам информационную поддержку в пути. В этот раз, выстраивая маршрут домой через столицу Чечни, мы заранее связались с ними на предмет «повидаться». Сама встреча была запланирована на следующий день, но Крамор нас, тем не менее, вызвонил вечером того же дня, встретил в центре, провез в шашлычную и снова угощал шашлыками. Расходиться не хотелось. Настя уже просто легла спать на лавочке. Наконец, ближе к полуночи, сытые и довольные, мы отползли в свой автодром.

День 18 (06.03.2019)

Карта и GPS трек

Грозный - Кизляр

[свернуть]

К вечеру этого дня мы должны были успеть в Кизляр. От Грозного до Кизляра ехать всего ничего, около 200 км, но в этот же день после обеда мы договорились встретиться с другими членами Дикой Дивизии, поэтому переезжать в Кизляр предстояло уже в темноте. Причина такой спешки — экскурсия на производство ножей. Дело в том, что следующий день был последним рабочим днем перед трехдневными праздничными выходными по случаю Международного Женского Дня. Так что завтра с утра нам надо было быть уже на заводе.

Ну а пока у нас была свободна первая половина дня, и мы решили прокатиться до горного озера Казеной-Ам. Место это хвалили сразу в нескольких источниках, да и наши товарищи говорили нам, что стоит туда прокатиться, если есть время. Тем более что в 2009 туда проехать было нельзя, шли боевые действия.

Поехали. Дорога туда ведет достаточно хорошая, везде асфальт. На въезде в ущелье стоит КП, проверили документы.

Гораздо необычнее смотрелись таблички с надписями типа «АллахуАкбар» вдоль дорог. Местами в виде обычных дорожных знаков, по типу того, какими обозначаются начало и конец населенного пункта. А кое-где это были полноценные билборды. Надписей встречалось несколько разных, но поскольку мы не сильны в местной культуре и религии, то процитировать их не беремся.  

За КП дорога становится живописней: начинается серпантин, вдоль дороги местами можно увидеть средневековые сторожевые башни, которые на фоне гор смотрятся прекрасно. Под колесами всю дорогу асфальт, а вот с самой горы то и дело сыпятся камушки, от мелкой щебенки до относительно солидных булыжников. Это спровоцировано таянием снега, который, кстати, тоже лежал еще довольно обильно. А на самом снегу местами виднелись следы каких-то мелких зверушек.

Жизни в ущелье почти нет. Пару раз попались какие-то отдельно стоящие постройки, больше похожие на придорожные кафе. И еще пару раз на пригорках виднелись остатки фундаментов небольших домой.

Зато в конце дороге, у самой границы, на озере стоит горнолыжный и спа-комплекс. Как горнолыжка он не особо удался, потому что горы тут довольно пологие и годятся только для новичков. За «покататься» отсюда лучше ехать на Эльбрус — по времени не сильно дольше, зато совершенно другой уровень трассы, оснащения и инфраструктуры. Но народ тут все же есть.

К 14:00 мы уже снова в Грозном. Поскольку до встречи с друзьями оставалось еще часа полтора, то мы успели подняться на Грозный Сити, где перед выходом на площадку с нас взяли обещание не фотографировать в сторону резиденции Рамзана Кадырова, а на самой площадке дежурил товарищ, который следил за исполнением этого обещания.

А ещё мы успели прокатиться обратно до отеля, в шкафу которого, как выяснилось, осталась Иринкина куртка. Как ни странно, проблем с этим не возникло. Куртку отдали лично в руки две идущие по парку от отеля к ресепшену горничные. Они знали, что хозяйка куртки за ней вернется, но, по факту, отдали куртку первой встречной, которая встретила их словами: «О, моя курточка, спасибо». В этом плане тут, конечно, стало здорово.

Наконец, ближе к 16:00 наши друзья освободились с работы, и назвали адрес шашлычной, где мы встречаемся. Ну а дальше мясо, закуски, беседы — встреча 10 лет спустя.

С наступлением сумерек пришлось начать собираться в дорогу. Сын убегал от нас по всему двору с криками «не пойду в машину, хочу остаться в Грозном». Еле упаковали в автокресло, пообещав сыну и друзьям вернуться сюда ещё раз.

Фото на память, прощание, пара вопросов про дорогу — и мы снова в пути, а спустя всего два часа мы уже в Кизляре, в отеле.

Дагестан — это, конечно, не Чечня. Водят, как и 10 лет назад, дороги попроще, отель вообще еле нашли — от точки, указанной в букинге, до отеля, езды было ещё минут 10.

День 19 (07.03.2019)

Карта и GPS трек

Кизляр - Волгоград

[свернуть]

Последняя запланированная точка маршрута — Кизлярский завод по производству ножей. Теоретически, мы должны были стать единственными гостями в этот день. По меньшей мере, ни с кем больше на этот день договоренностей не было. Экскурсия туда бесплатна, но требует предварительной записи. А поскольку это был короткий предпраздничный день, и у нас была договоренность об экскурсии, то девушка ждала только нас одних.

Однако перед самой экскурсией в магазин при заводе зашла компания мужчин, бывших тут в командировке и заехавших за сувенирами. Вскользь они поинтересовались, будет ли сегодня возможность посмотреть производство. И — вуаля — наша группа выросла в два раза.

Экскурсия, конечно, стоящая во всех отношениях. Нас два часа водили по всем цехам. Мы посмотрели, как выштамповывают заготовки для ножей, и как их режут с помощью гидроабразива; показали, как делают клише для ножей, местный дамаск, закаляют сталь. Заходили прям в кузницу, стояли буквально в 3 метрах от печи. Потом показали, как на ножи вырезают и набивают ручку, как ручку наплавляют, если  она пластиковая; затачивают ножи, полируют, наносят надписи и рисунки лазером, изготавливают ножны — шьют и выбивают на них рисунки. Даже отвели к ювелирам, и дали там посмотреть и потрогать всякую мелочь. В общем, ради такой экскурсии стоило ускорятся в дороге, уплотнять график и стремиться на нее успеть.

Из всей нашей группы экскурсию не оценила только Настя. В цехах везде либо жарко, либо шумно, либо пахнет всякой химией. Большую часть экскурсии она предпочла околачивать заборы возле цехов или просто сидеть на лавочке и грустить. Макс, напротив, с большим интересом все изучал, время от времени шугаясь грохота.

На выходе с завода мы снова вернулись в магазин, и купили себе пару вещиц уже немного понимая, как они хотя бы делались. 

После Кизляра нам предстоял перегон до Элисты, где просто ради «размяться» мы решили в кои века заехать в центр города и посмотреть, что там есть. А то все предыдущие годы Элиста была просто точкой на карте, которую мы проскакивали, двигаясь на запад или на юг, или уже возвращаясь домой.

Оказалось, в городе есть что посмотреть. Заехали в хурул Золотая Обитель Будды Шакьямуни, куда нас даже пустили внутрь. Правда, попросили соблюдать ряд правил, но это требование почти во всех храмах так или иначе присутствует.

Рядом с обителью нашлась Пагода Семи Дней, а ещё парк с интересными скульптурами, и с статуей Будды.

Дети размялись, погуляли, даже покрутили молитвенные барабаны.

Ночевку же мы задумали в Волгограде. Далековато, но вставать на ночь в Элисте было, во-первых, рано, а во-вторых, не очень весело — вариантов там не много, и они нас не очень устраивали.

Ночью, когда ехали по Калмыкской степи чуть не сбили корову, которая каким-то образом оказалась в десятке километров от ближайшего населенного пункта. Слава богу, тормоза и резина хорошие. Увернулись.

До Волгограда дотянули уже довольно поздно. По пути высчитали, что пришло время менять масло, поэтому пришлось еще по дороге заскочить в магазин за маслом, а ночью, пока дети бесятся — ужинают — моются, Сережа проскочил в ближайший круглосуточный сервис, где не без сложностей, но масло ему все же сменили.

Утром предстояла долгая и утомительная дорога домой. Как поется в песни: «Праздники кончились, наступили будни». До дома было еще два дня непрерывной езды, без особых событий и интересных мест. Но зато с пургой и метелью.

Разве что в Самаре посмотрели памятник ракете-носителю, и только. К вечеру второго дня после выезда из Волгограда дня мы заехали в собственный двор.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Введите результат выражения: Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.